университет

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ В АНАЛИЗЕ ВКЛАДА УНИВЕРСИТЕТА В ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Введение. Определение вклада университета в экономическое развитие региона необходимо для стимулирования инноваци- онной деятельности, реализуемой университетами, а также для осуществления государственного регулирования деятельности университетов, что требует более глубокого анализа иннова- ционной активности региональных университетов. Развитие инновационной экономики и постоянный мониторинг инноваци- онной активности региональных организаций требует комплекс- ного подхода, применения математических и инструментальных средств анализа. Методы. В статье предложен комплексный подход к решению проблемы оценивания вклада университетов в экономическое развитие региона. Выполнен анализ связи до- ходов университета с его ресурсной базой и построена мульти- пликативная модель зависимости от формирующих эти доходы показателей. Предметом исследования являются индикаторные и функциональные модели, позволяющие оценить вклад уни- верситетов в региональное инновационное развитие. Разрабо- тан экономико-математический инструментарий для анализа и оценивания вклада университета в экономическое развитие региона. Результаты. Проведены вычислительные экспери- менты по данным Росстата на примере Астраханской области. Рассмотрены важные показатели деятельности вузов, произве- дено структурное и кластерное деление показателей. Выявлены зависимости результативного показателя (доходы вузов) от фор- мирующих их факторов. Рекомендации могут применяться для рационализации финансирования инноваций, способствующих повышению качества экономического развития регионов за счет влияния университетов.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И БИЗНЕСА

Введение. Университеты в настоящее время помимо функций образования, исследования, играют интегрирующую роль внутри экосистемы инноваций, участвуя в процессах развития бизнеса. Огромное значение приобретает академическое взаимодействие университетов и предприятий. Теоретический анализ. В статье определены проблемные вопросы академического взаимодействия университетов и бизнеса, связанные с его оценкой: нехватка лонгитюдной информа- ции, валидность и сопоставимость результатов исследования ограничены способами оценки. Обсуждение результатов. Результатом проведенного автором исследования являются предложения усилить исследование самого процесса академического взаимодействия, изучить его последствия, институциональные аспекты. Заключение. Дальнейшее исследование проблемных вопросов академического взаимодействия позволит сделать выводы о том, какие его формы продвигать и при каких условиях они могут достигнуть дальнейших научных или экономических целей.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

Введение. В условиях повышенного интереса к результатив- ности систем образования в условиях усиления транспарентно- сти к государству и обществу формируются новые инструменты оценки эффективности на основе понятия академической до- бавленной стоимости. Каждая образовательная система или учреждение могут быть оценены с точки зрения эффективности затраченных средств государством и качества и объема знаний и навыков его выпускников. Теоретический анализ. Акаде- мическая добавленная стоимость может служить инструментом оценки степени улучшения/усиления знаний, навыков и способ- ностей обучающихся в период обучения, степени наделения их возможностями критического мышления, рефлексии на про- исходящие события и изменения и способностей обучаться в течение всей жизни. Эмпирический анализ. Получаемые на основе академической добавленной стоимости результаты предоставляют возможность сравнивать качество образова- тельных учреждений, обладающих различным уровнем студен- ческого контингента. Результаты. Концепция академической добавленной стоимости отражает влияние внешних факторов, часто не имеющих отношения к образовательному процессу, на уровень образовательных достижений учащихся, поднимая более серьезные вопросы доступности и качества образования в целом, нежели его результативность, и заставляет исследова- телей в области образования переходить к оценке результатов обучения, а не входных параметров (прежде всего таких, как объем финансирования и профессиональный уровень препо- давательского состава).

ПОДХОДЫ К МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ВКЛАДА УНИВЕРСИТЕТА В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Введение. Усиление роли университетов в региональном развитии актуализирует исследования, нацеленные на определение направлений влияния университета на регион и оценку эффективности данного воздействия для регионального развития.

Теоретический анализ. Для определения и оценки роли университетов в региональном развитии применяются различные модели, позволяющие проводить многосторонний анализ вклада университетов в инновационное развитие региона.

Методика исследования. Разработка методологии оценки вклада университета в инновационное развитие региона предполагает определение подходов к установлению направлений, степени и времени воздействия изменений объекта на среду его функционирования. Оценка вклада университета в инновационное развитие региона – это оценка воздействия его динамики на изменение функциональной структуры региона.

Результаты. Оценить вклад университета в инновационное развитие региона на функциональном подходе предлагается по следующим параметрам: наличие экономики знаний в функциональной структуре экономики региона; ее доля, характер взаимодействий функционально-организованных подразделений региональной экономики, наличие/отсутствие инновационной ренты; уровень инновационной конкурентоспособности региональной экономики. Составленная оценка позволит определить наличие и характер вклада (положительный/отрицательный эффект) университета в инновационное развитие региона.

КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Для поиска наиболее действенных инструментов управления и инструментов взаимодействия региональной си-стемы высшего образования и региональной инновационной системы необходимо проанализировать их взаимное влияние с помощью когнитивного анализа. Теоретический анализ. Для оценки роли институтов региональной системы высшего образования в региональном развитии в зарубежных иссле-дованиях применяются различные модели, позволяющие про-водить многосторонний анализ вклада университетов в со-циально-экономическое и инновационное развитие регионов. Эмпирический анализ. Очевидно, что система образования и инновационная система связаны между собой на региональ-ном уровне. Для построения исходной когнитивной карты по-строена модель, которая отражает современное состояние системы образования и региональной инновационной системы и их влияние на инновационное развитие региона, использованы показатели образовательной деятельности, научно-инновационной деятельности, развития кадрового потенциала, международной деятельности, инфраструктуры, трудоустройства выпускников университетов, финансовых показателей. Результаты. Инструментарий когнитивного моделирования позволяет моделировать последствия принимаемых решений по взаимодействию всех акторов региональной инновационной системы: государства, науки и бизнеса на региональном уровне и закладывает основу эффективного использования потенциала институтов высшего образования в продвижении возможностей для содействия развитию регионов.

ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Введение. В последние десятилетия вопросы влияния уни- верситетов на региональное экономическое развитие и поиск наиболее эффективных механизмов и инструментов взаимо- действия университетов и регионов привлекает все большее внимание исследователей и практиков. Методика иссле- дования. В данной статье поставлена цель – изучить вли- яние российских университетов на инновационное развитие регионов. Для оценки влияния университетов на показатели инновационного развития регионов были использованы ста- тистические данные Федеральной службы государственной статистики за 2010–2013 гг. В качестве факторов, характери- зующих влияние университета, был выбран набор статисти- чески наблюдаемых относительных финансовых показателей эффективности национальных исследовательских универси- тетов. Для оценки уровня инновационного развития регионов были использованы метод интегрального рейтингового ана- лиза инновационной активности и модель производственной функции знания. Результаты. Анализ корреляционной зави- симости по анализируемым регионам Российской Федерации показывает значительную дифференциацию показателей и динамики влияния деятельности национальных исследова- тельских университетов на инновационное развитие регионов. При увеличении объема средств, полученных ими на НИОКР по договорам с хозяйствующими субъектами, по отношению к их общим доходам на 1 млн руб. уровень инновационного развития региона увеличится на 4,8499 единицы, что свиде- тельствует о хороших перспективах развития для регионов при активном взаимодействии университетов и бизнеса.

РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение. Тактической задачей органов власти в области инноваций представляется образование благоприятной среды, «зонтика» над инновациями. Теоретический анализ. В статье проанализирована деятельность органов исполнительной власти в Саратовском регионе, ответственных за принятие инициатив в области инноваций, и алгоритмизированы на- правления деятельности Правительства Саратовской области по формированию благоприятного инновационного климата и инновационной инфраструктуры. Эмпирический анализ. Проанализированы механизмы влияния Министерства про- мышленности и энергетики, Министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области, областного Венчурного фонда, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Саратовской области и бизнес-инкубатора на инновационную деятельности в регионе. Обсуждение результатов. В Саратовской области при поддержке ключевых государственных структур ведется постоянная деятельность, направленная на стимулирование инновационной активности, коммерциализацию новых изобретений, внедрение их в производство. Мощный университетский комплекс наряду с органами региональной власти оказывает непосредственное влияние на развитие инновационной деятельности в регионе. Однако слабая промышленность, отсутствие конкурентоспособных предприятий на современной технологической основе, банкротство многих промышленных предприятий, чрезмерное налоговое бремя, высокие тарифы, отсутствие госзаказов, недостаточное количество инвестиционных программ усиливают негативные тенденции. Требуется пересмотр всей инновационной, инвестиционной и промышленной политики в Саратовской области, ее корректировка в сторону создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности.

ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Введение. Актуальность изучения проблематики соотнесе- ния регионального развития и генезиса малых инновационных предприятий (МИП) при вузах обусловливается усилением инновационной направленности развития национальной экономики. Теоретический анализ. В статье рассматривают- ся малые инновационные предприятия, являющиеся на сегодняшний день одной их ведущих институциональных форм коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности вузов. Представлены этапы развития предпринимательских инициатив в государственных вузах России. Выявлены функции университетских МИПов в инновационном развитии региона и страны. Эмпирический анализ. Для определения влияния малых инновационных предприятий на развитие Приволжского федерального округа построена эконометрическая модель, определяющая зависимость темпа роста ВРП от значений таких показателей, как численность персонала, занятая научными исследованиями и разработка- ми, затраты на научные исследования и разработки, используемые передовые производственные технологии, численность малых инновационных предприятий. Заключение. Несмотря на то что малое инновационное предпринимательство при вузах представляет собой важнейшую составляющую модернизации региона и отечественной экономики в целом и играет ведущую роль во внедрении вузовских инновационных разработок, формировании интеллектуальной элиты региона, вовлечении учащейся молодежи в бизнес, его влияние на развитие региона не столь однозначно и не сразу будет сопро- вождаться положительным эффектом. Это зависит от того, насколько развита инновационная инфраструктура каждого отдельно рассматриваемого региона и какие значения прини- мают инновационные показатели.

«ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ» В ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И НЕДОСТАТКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Введение. В статье рассматривается содержание Теории «Тройной спирали», разработанной западными учеными в начале XXI в., суть которой заключается в необходимости инновационного взаимодействия трех движущих сил современной экономики – университетского сообщества, промышленных предприятий и органов государственной власти, и анализируются практические стороны данного взаимодействия в Саратовской области, показываются преимущества и недостатки взаимосвязи между данными элементами. Теоретический анализ. Рассмотрение взаимодействия между элементами «тройной спирали» предполагает использование методов научного исследования. К ним относятся системный, комплексный, статистический методы, анализ и синтез исследу- емого объекта, использование методов специальных исследований (данные интервью). Эмпирический анализ. В рамках инновационного взаимодействия на региональном уровне рассматривается возможность капитализации имеющихся наличных материальных и финансовых ресурсов региона и показывается, что в Саратовской области осуществить такую капитализацию проблематично из-за высокой кредитной задолженности региона. Результаты. В заключение делается вывод о том, что многое в функционировании «тройной спирали» зависит от деятельности региональных органов государственной власти, которые должны проводить соответствующую экономическую политику, увеличивать капитализацию имеющихся материальных и образовательных ресурсов в Саратовской области, предотвращать «утечку мозгов» из региона, создавать благопри- ятные условия для реализации инновационных разработок наиболее одаренной студенческой молодежи, научного сообщества и инновационного бизнеса.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ УНИВЕРСИТЕТА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Введение. В последние десятилетия вопросы влияния университетов на региональное экономическое развитие и поиск наиболее эффективных механизмов и инструментов взаимодействия университетов и регионов привлекает все большее внимание исследователей и практиков. Теоретический анализ. Рассмотрены: степень влияния университетов на региональное инновационное развитие в зарубежных исследованиях в контексте взаимодействия с научно-исследовательскими лабораториями, малыми и средними предприятиями региона; пространственный эффект спилловера между университетскими научными исследованиями и производимыми в регионе высокотехнологичными инновациями в контексте географических ограничений; влияние трансфера академических знаний и технологий на производительность частных предприятий; влияние появления новых факультетов на региональные инновационные системы и временные лаги, кластерная классифика- ция университетов. Результаты. Большинство исследований максимально основаны на измеримых показателях: количество научного персонала, количество патентов, уровень продаж университетских разработок и т.д., однако нет единого мнения о качестве и методах применения данных показателей при оцен- ке деятельности университета. Также выявлена необходимость тесного взаимодействия между государством, бизнесом и университетами с целью стимулирования и поддержания научной и инновационной деятельности.

Страницы