Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Макарова Е. Л., Фирсова А. А. КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 411-417. DOI: 10.18500/1994-2540-2015-15-4-411-417

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
330

КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Авторы: 
Макарова Елена Львовна, Южный федеральный университет
Фирсова Анна Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Для поиска наиболее действенных инструментов управления и инструментов взаимодействия региональной системы высшего образования и региональной инновационной системы необходимо проанализировать их взаимное влияние с помощью когнитивного анализа. Теоретический анализ. Для оценки роли институтов региональной системы высшего образования в региональном развитии в зарубежных исследованиях применяются различные модели, позволяющие про-водить многосторонний анализ вклада университетов в со-циально-экономическое и инновационное развитие регионов. Эмпирический анализ. Очевидно, что система образования и инновационная система связаны между собой на региональном уровне. Для построения исходной когнитивной карты по-строена модель, которая отражает современное состояние системы образования и региональной инновационной системы и их влияние на инновационное развитие региона, использованы показатели образовательной деятельности, научно-инновационной деятельности, развития кадрового потенциала, международной деятельности, инфраструктуры, трудоустройства выпускников университетов, финансовых показателей. Результаты. Инструментарий когнитивного моделирования позволяет моделировать последствия принимаемых решений по взаимодействию всех акторов региональной инновационной системы: государства, науки и бизнеса на региональном уровне и закладывает основу эффективного использования потенциала институтов высшего образования в продвижении возможностей для содействия развитию регионов.

Список источников: 
  1. Перфильева О. В. Университеты и региональное развитие : теоретический анализ и методология исследования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 479–488.
  2. Челнокова О. Ю., Фирсова А. А. Взаимодействие университета, бизнеса и государства как фактор развития региона в национальной инновационной системе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 1, ч. 1. С. 26–32.
  3. Фирсова А. А., Нархова А. А. Зарубежные подходы к оценке влияния университета на региональное развитие // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 2, ч. 1. С. 289–294.
  4. Горелова Г. В., Макарова Е. Л. Моделирование взаимосвязи проблем системы высшего образования и социально-экономической системы средствами когнитивного подхода // Управление большими системами. Спец. вып. 30.1. Сетевые модели в управлении. М. : ИПУ РАН, 2010. С. 431–452.
  5. Макарова Е. Л., Подопригора М. Г., Хлебникова А. И. Моделирование устойчивого развития Южного федерального округа // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 488–495.
Поступила в редакцию: 
10.07.2015
Принята к публикации: 
15.10.2015
Опубликована онлайн: 
25.12.2015
Опубликована: 
25.12.2015