корпоративное управление

Совершенствование состава и структуры совета директоров в российских корпорациях

Введение. Долгое время совет директоров российских корпораций носил формальный характер, проявляющийся в слабых межличностных отношениях между членами совета и в формальном подходе к выполнению функций, предписанных законодательством Российской Федерации и Кодексом корпоративного управления. Причиной формализма стали сращивание собственности и управления в российском бизнесе, а именно формирование модели инсайдерского капитализма, а также общее непонимание собственниками функционала совета директоров. Данные процессы сказались на формировании советов директоров из представителей мажоритариев и представителей власти, что совершенно не соответствует требованиям международной передовой практи ки корпоративного управления. Необходимость эффективного управления, а также процессы выхода компаний на международный рынок стали факторами активизации советов директоров.

Теоретический анализ. В ходе статьи анализируются состав и структура советов директоров отечественных компаний в динамике. Проводится анализ на предмет наличия независимых директоров в советах, их долевое соотношение. Также рассматриваются статистические данные, характеризующие динамику структуры советов, наличие в них соответствующих комитетов. Анализ проводится на соответствие современного состояния состава и структуры советов директоров российских компаний требованиям Кодекса корпоративного управления. Особое внимание уделяется данным характеристикам в непубличных компаниях.

Результаты. Анализ позволил сделать выводы о соблюдении необходимых требований к составу и структуре советов директоров в российских компаниях. Но количественные и структурные характеристики данного института не являются достаточными для полноценного его функционала. Поэтому в статье даются рекомендации относительно количественного наполнения совета директоров, а также принципы формирования комитетов совета директоров исходя из необходимости решения тех или иных вопросов.

ИННОВАЦИИ В ТРЕБОВАНИЯХ К ТРАНСПАРЕНТНОСТИ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ

Введение. В современных условиях развития отечественных организаций ключевым фактором их эффективности является качество корпоративного управления, которое включает такие блоки, как права акционеров, органы управления, социальная ответственность и, наконец, информационная политика. И уро- вень информационной политики, степень открытости компа- нии для стейкхолдеров формируют уровень транспарентности организации, являющийся ключевым фактором для принятия решений ключевыми инвесторами. Статистические данные от- ражают замедление динамики процента соответствия уровня транспарентности отечественных компаний международным требованиям. Соответственно, актуальным является иссле- дование причин данного явления. Теоретический анализ. Анализируются тенденции развития транспарентности россий- ских компаний и выявляется система факторов, которая должна учитываться компаниями при разработке информационной по- литики. Предполагается, что одной из причин замедляющихся темпов развития информационной политики и транспарентно- сти российских компаний являются инновации в Гражданском кодексе РФ относительно типов акционерных обществ, а также требования Банка России относительно степени их открытости. Результаты. Анализ типов акционерных обществ в соответ- ствии с Гражданским кодексом и инновациями в положениях Банка России позволил сформировать максимальный и мини- мальный объем информации, раскрываемой корпорациями, си- стематизировать императивные требования относительно сте- пени транспарентности каждого типа акционерного общества в экономике России. Систематизированы акционерные общества по степени обязательности раскрытия информации, что имеет практическую пользу как для вновь создаваемых корпоратив- ных структур, так и для компаний, подлежащих преобразова- нию и реорганизации.

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМАХ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Введение. В статье обосновывается необходимость профессионализации деятель- ности в системах корпоративного управления российских компаний. Четкое научное выделение процессов в системах корпоративного управления позволит определить их специфику, состав трудовых действий и функций для формирования профессиональных стандартов, которые, в свою очередь, выступят ориентирами в разработке образова- тельных программ различного уровня для подготовки кадров в системе высшего обра- зования. Профессионализация деятельности по корпоративному управлению нуждается в четком выделении бизнес-процессов и стандартизации функций. Теоретический анализ. Изучение законодательных и корпоративных норм вкупе с лучшей практикой организации работы советов директоров российских компаний позволило выделить основные предметные области (направления) деятельности в системах корпоративного управления. Результаты. Автор показывает связь потребностей процессов корпора- тивного управления с трудовыми функциями существующих профстандартов с целью обосновать существующие разрывы в квалификациях, необходимых для обеспечения деятельности в системах корпоративного управления. Деятельность по корпоративному управлению нуждается в профессионализации и специализации, что, в свою очередь, потребует реструктуризации систем корпоративного управления.

ИННОВАЦИИ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ В РОССИИ

Динамизм систем корпоративного управления порождается внутренними факторами развития корпораций, такими как стремление привлечь инвесторов, улучшить свой рейтинг в глазах общественности, повысить эффективность управления персоналом корпорации. Внешними факторами корпоративной динамики являются институциональная база корпоративного управления, в которую можно включить законодательство, касающееся аспектов корпоративного управления российских компаний, а также рекомендательные документы, к числу которых относится Кодекс корпоративного управления. В рамках институциональной базы произошло много изменений, которые требуют анализа и систематизации. Теоретический анализ. На основе анализа поправок в Гражданский кодекс РФ, ряда корпоративных законов и Кодекса корпоративного управления осуществлена систематизация последних инноваций в институциональной базе корпоративного управления. Анализ проведен с помощью выделения блоков корпоративного управления: права акционеров, органы управления, раскрытие информации, корпоративная социальная ответственность. Выделяются официальное появление терминов «корпорация» и «корпоративные отношения», особенности публичных и непубличных компаний, рассматриваются инновации в отношении прав и обязанностей акционеров, а также функций членов совета директоров. Результаты. Анализ инноваций в институциональной базе корпоративного управления, а также нового Кодекса корпоративного управления позволил выявить роль данных инноваций в формировании эффективной системы корпоративного управления в российских компаниях и в разрешении корпоративных конфликтов.

СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Введение. В современных условиях увеличение количества отечественных компаний, внедряющих элементы корпоратив- ного управления в практику своей деятельности, ставит за- дачу рассмотрения механизма его становления и развития. Теоретический анализ. В статье представлена углубленная характеристика механизма развития и реализации корпоратив- ного управления в социально-экономической системе произ- водственной организации. Обозначены особенности и целевые основы его составляющих: механизма управления корпоратив- ным страхованием, механизма управления распределением корпоративного заказа, механизма управления корпоративным налогообложением, механизма управления корпоративным ценообразованием, механизма управления информационным обеспечением, механизма управления корпоративным обменом ресурсами, механизма управления корпоративной культурой, механизма управления корпоративными финансами. Резуль- таты. Подчёркивается роль механизма реализации и развития корпоративного управления в поддержании баланса интересов различных заинтересованных сторон.

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Введение. В последнее время на страницах научной литературы все больше становятся популярными для обсуждения проблема корпоративного управления в российской экономике и построение эффективной системы корпоративного управления в отечественных корпорациях. Причинами этого являются дефицит инвестиционных средств на рынке капитала и неразвитость систем корпоративного управления в компаниях. С целью привлечения инвесторов отечественным корпорациям следует построить эффективные системы корпоративного управления, а для этого необходимо знать, из каких элементов состоит эта система. Теоретический анализ. На основе анализа содержания корпоративного управления как процесса и научной области исследования автор дает свое видение причин построения системы корпоративного управления и ее содержания. Проводится дискуссия с исследователями данной проблемы на предмет определения системы корпоративного управления и ее элементов, аргу- ментируется включение того или иного элемента в систему, сопоставляется каждый элемент с блоками корпоративного управления. Рассматривается такое понятие, как «корпоративная динамика», связь ее с PhICS-моделью. Результаты. Анализ подходов к системе корпоративного управления позволил сформулировать собственное видение данной категории, выявить цели ее построения и обосновать включение следующих элементов в ее состав: внутренние органы, внешние и внутренние механизмы, информационное обеспечение и процессы корпоративного управления.

КОРПОРАТИВНАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ, КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Введение. В современных условиях повышение конкурентоспособности и инвестиционной активности обеспечивается за счет качества корпоративного управления, которое может быть достигнуто на основе корпоративной прозрачности. Теоретический анализ. В статье рассмотрены подходы к определению корпоративной прозрачности, корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности. Показано, что корпоративное управление с точки зрения раскрытия информации нуждается в совершенствовании, так как в России сложились особые стандарты формирования, раскрытия и распространения корпоративной информации. Выделены факторы, влияющие на степень открытости компании, такие как: включенность в листинги основных российских и зарубежных международных бирж; создание корпоративных веб-сайтов. Использован системный подход к анализу проблемы, применены методы статистического анализа, графический, анализа и синтеза. Результаты. На основе результатов исследований РИД для ЮНКТАД и НРКУ сделан вывод, что они в большем объеме харак- теризуют только количество представленной информации, не затрагивая ее полноты и качества. За последние годы крупные российские компании существенно улучшили корпоративное управление (КУ), активно развивают корпоративную социальную ответственность (КСО), принимают кодексы этики, выпускают нефинансовую отчетность. Но корпоративная прозрачность российских компаний недостаточна.