Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Рындина А. О. Влияние развития цифровых платформ на эффективность налогового администрирования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2025. Т. 25, вып. 4. С. 375-386. DOI: 10.18500/1994-2540-2025-25-4-375-386 , EDN: EPWSYL

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
338.26
EDN: 
EPWSYL

Влияние развития цифровых платформ на эффективность налогового администрирования

Авторы: 
Рындина Александра Олеговна, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина – филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Аннотация: 

Введение. Кадастровые системы являются краеугольным камнем государственной инфраструктуры, выполняя двойственную, но взаимосвязанную функцию: обеспечение фискальной устойчивости государства и гарантирование имущественных прав субъектов. Во-первых, они систематически формируют и администрируют налогооблагаемую базу. Это достигается через комплексную регистрацию, учет, пространственную локализацию и научно обоснованную стоимостную оценку всех видов недвижимого имущества (земельные участки, строения, помещения и др.), создавая верифицированную информационную базу данных. Во-вторых, кадастр выступает ключевым институтом гарантирования имущественных прав физических и юридических лиц. Теоретический анализ. Внедрение цифровой платформы «Национальная система пространственных данных» позволит сформировать универсальный инструмент, включающий унифицированные данные, предназначенные для агрегации, систематизации и обеспечения интероперабельности пространственных данных, генерируемых широким спектром федеральных органов исполнительной власти. Внедрение такой системы будет оказывать трансформирующее влияние на процедуры налогового администрирования и налогового контроля, что послужит катализатором перехода от дискретных и фрагментированных операционных процедур к интегрированной, аналитически обоснованной и высокоавтоматизированной парадигме фискального управления. На основе открытых данных был проведен анализ результатов внедрения системы пространственных данных и ее влияния на возможное повышение эффективности налогового администрирования имущественных налогов. Результаты. Проведенный анализ интеграции Национальной системы пространственных данных (НСПД) позволяет заключить, что данная система позиционируется как фундаментальная инфраструктурная компонента, консолидирующая разнородные пространственные данные и обеспечивающая формирование унифицированного информационного поля. Целью этого является существенная оптимизация качества и повышение эффективности государственного администрирования в сфере земельных отношений и управления объектами недвижимости. Эмпирический опыт Республики Татарстан, демонстрирующий позитивную корреляцию между имплементацией НСПД и динамикой фискальных поступлений (в частности, налоговых доходов), служит убедительной иллюстрацией имплицитного потенциала современных геоинформационных технологий, которые выступают в качестве мощного катализатора социально-экономического развития как отдельных регионов, так и государства в целом.

Список источников: 
  1. Попов С. О. Роль государства в развитии инвестиций в цифровой экономике России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 135–140. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-135-140
  2. Лобанова В. Е. Индустрия 4.0. Использование новых цифровых платформ в сфере земельно-имущественных отношений // Эволюция российского права : материалы XX Междунар. науч. конф. молодых ученых и студентов. Екатеринбург : Издво Уральского гос. юрид. ун-та, 2022. С. 720–724. EDN: OVVPHK
  3. Пылаева А. В., Кольченко О. В. Мониторинг рынка недвижимости в условиях создания национальной системы пространственных данных // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. 2023. Т. 1, № 2. С. 65–73. https://doi.org/10.33764/2618-981X-2023-1-2-65-73, EDN: YZWJXP
  4. Мартынова Е. В. Направления формирования и обеспечения качества Национальной системы пространственных данных // Теория и практика общественного развития. 2023. № 4 (182). С. 109–114. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.4.14, EDN: XYKMUI
  5. Пылаева А. В., Акинин М. В. Искусственный интеллект и нейронные сети – инструменты кадастровой оценки недвижимости в составе Национальной системы пространственных данных // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2024. № 4 (271). С. 23–31. https://doi.org/10.24412/2072-4098-2024-4271-23-31
  6. Красильников О. Ю. Роль искусственного интеллекта в развитии экосистем в российской экономике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 146–152. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2023-23-2-146-152, EDN: GQSWPT
  7. Баташев Р. В., Тухугов Я. Ш. Перспективы цифровой трансформации налогового администрирования в рамках налоговой концепции ОЭСР // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 12–2 (118). С. 40–43.
  8. Цельникер Г. Ф., Мурзагалиев Р. Т. Перспективы совершенствования налогового контроля в РФ // Право и государство: теория и практика. 2025. № 3. С. 638– 641. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2025_3_638
  9. Коробова А. П., Свиридова А. В. Методы повышения эффективности работы налоговых органов при взимании налога на имущество организаций // Право и государство: теория и практика. 2024. № 5. С. 153– 155. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2024_5_153, EDN: FCJWTV
  10. Богачев С. В., Мандрощенко О. В., Антонова М. Б. Аспекты использования геоинформационных технологий при администрировании имущественных налогов // Экономические системы. 2024. Т. 17, № 1 (64). С. 99–106. https://doi.org/10.29030/2309-2076-2024-17-1-99-106
  11. Цораева Э. Н., Межян С. А. Анализ соблюдения правил землепользования и застройки при реализации инвестиционного проекта // Региональные проблемы преобразования экономики. 2024. № 12 (170). С. 483–494. https://doi.org/10.26726/rppe2024v12aspzz, EDN: KOCVMI
  12. Узденова Ф. М., Семенова Л. У., Мамхягов М. А. Налоговое администрирование в обеспечении налоговых поступлений // Естественно-гуманитарные исследования. 2024. № 2 (52). С. 349–353. EDN: DHJECW
  13. Баснукаев М. Ш., Ибрагимов М. А. Налоговое администрирование имущественных налогов и налоговая безопасность региона // Вестник КНИИ РАН. Серия «Социальные и гуманитарные науки». 2025. № 2 (13). С. 9–14. https://doi.org/10.69537/VKNIIRAN.GUMNAUKI.2025.13.2.001
  14. Шафеева Э. И., Фазлиахметова А. Р. Государственная программа «Национальная система пространственных данных» и проблемы, возникающие при её реализации // Российский электронный научный журнал. 2025. № 2 (56). С. 299–307. https://doi.org/10.31563/2308-9644-2025-56-2-299-307
  15. Анашкин П. А., Казанцев Н. Н., Серебряков С. В. Информационное обеспечение задач управления в условиях цифровой трансформации // Интерэкспо ГЕО-Сибирь. 2022. Т. 1. С. 86–92. https://doi.org/10.33764/2618-981X-2022-1-86-92, EDN: BGBYPZ
  16. Барсукова Г. Н., Карпенко А. А., Пузанова Д. С. Роль национальной системы пространственных данных в управлении земельными ресурсами, регулировании земельно-имущественных отношений // Московский экономический журнал. 2025. Т. 10, № 1. С 57–73. https://doi.org/10.55186/2413046X_2025_10_1_5
Поступила в редакцию: 
22.09.2025
Принята к публикации: 
28.09.2025
Опубликована онлайн: 
25.12.2025
Опубликована: 
25.12.2025