цифровизация

Глобальное цифровое пространство: перспективы и угрозы для экономического развития стран

Введение. В настоящее время в мире происходит создание глобального цифрового пространства. Данный процесс в большей или меньшей степени охватывает практически все страны мира. Актуальность и жизненность данного процесса доказывается охватом цифровизацией не только экономики, но и всех сфер жизнедеятельности человеческого общества. Несмотря на все возрастающую степень исследуемости данного процесса, ставится вопрос о поиске угроз и перспектив, которые следует ожидать от цифровизации для развития экономики нашей страны. Теоретический анализ. Исследуется исторический аспект развития цифровой экономики, выявляются причины, вызвавшие этот процесс. В статье отмечается первое отождествление этого понятия с такими понятиями, как «электронная торговля», «обмен файлами через пиринговую сеть». Рассматривается недопущение упрощенного понимания цифровизации, связывая ее только с этими понятиями. Приводятся данные о появлении совершенно иного характера явлений и понятий, обусловленных цифровизацией в XXI в., рассмотрены особенности этого процесса в разных странах мира в условиях существующего процесса глобализации. Рассмотрены как преимущества, так и угрозы, связанные с проникновением цифровизации в глобальное пространство. Преимущества цифровизации увязываются с легкостью копирования, передачей и распространением информации. Угрозы, которые несет распространение цифровизации на глобальное пространство, можно смело связать с нарушением авторских прав, с копированием, «пиратством», что в итоге выливается в потери инвестиций. Влияние внешних политических и экономических угроз, которые применяются по отношению к нашей стране, уже не могут исключить Россию из числа деловых партнеров в этих новых условиях глобализации. Цифровизация стирает все преграды на пути взаимодействия между различными странами, в том числе и с Россией. Эмпирический анализ. В статье анализируются факты, доказывающие неоспоримые преимущества, которые несет в себе цифровизация для всех стран. Выявляются лидеры на рынке IT. В основу положен принцип учета таких показателей, как число пользователей Интернета, удобство/трудность доступа, наличие аналоговых дополнений, развитый телекоммуникационный рынок, не исключающий возможности его дальнейшего развития. Отмечается, что именно они влияют сегодня на переход стран на более высокую ступень. В этой связи актуальной является классификация стран, представленная компанией The Boston Consulting Group (BCG). В ее основу заложены показатели, свидетельствующие о наличии высоких технологий: относительный уровень развития цифровых операций и ВВП на душу населения, степень оцифровки экономических операций. Эти данные позволяют выделить наиболее развитые страны. В настоящее время их насчитывается не более шести. Результаты. Учет факторов, описанных в статье, будет способствовать реализации основной цели проникновения цифровизации в глобальное пространство – достижению делового успеха во всех странах, в том числе и в России. Это позволяет говорить о новом звучании понятия «глобализация» и делает вновь актуальным тезис А. Смита о «невидимой руке рынка», т.е. личном интересе.

Цифровизация туризма: формы проявления

Введение. Обоснуется актуальность исследования цифровизации туризма. Отмечаются мотивы субъектов туристского рынка к использованию цифровых технологий. Указывается, что цифровизация является новой формой коммуникационного взаимодействия между производителями и потребителями туристических услуг, становясь источником конкурентных преимуществ туристских организаций. Теоретический анализ. Помимо введения понятия  «цифровизация» исследуются ее преимущества и возможные риски реализации. Отмечается важность становления нового типа работника – «цифрового работника», указывается его роль в современных организациях. Доказывается значимость цифровизации экономики в создании добавленной стоимости предприятий в различных отраслях национальной экономики. Эмпирический анализ. Эмпирический анализ позволяет выявить современные формы цифровизации туризма. К их числу относятся онлайн-покупка спроектированных туроператорами туров, разработка мобильных приложений, полезных для осуществления туристского путешествия, цифровизация самодеятельных туров путем создания так называемых школ «Путешествий для начинающих туристов», а также разработки единой информационной платформы в сети Интернет для самостоятельных туристов. Результаты. В заключение отмечается, что в ближайшей перспективе конкурентоспособностью будут обладать те организации туристской индустрии, которые способны кастомизировать свои услуги, обеспечивая себе тем самым стабильный поток клиентов.

Влияние потребителей на повышение качества электронных государственных услуг

Введение. В статье рассматривается процесс миграции государственных услуг в интернет-пространство, принимая во внимание особенности развития новых технологий информации и коммуникации.

Теоретический анализ. Изучен процесс взаимодействия пользователей единого портала государственных услуг с государственными органами, оказывающими эти услуги. Проводится анализ влияния потребителей на перевод государственных услуг в электронную форму с целью повышения их качества, обозначены основные направления подобного влияния, исследуется влияние цифровизации процесса оказания государственных услуг на поведенческие шаблоны потребителей. Подчеркивается, что в современных инновационных условиях развития гражданского общества только персональный подход и эмоциональные инвестиции в потребителя могут стать конкурентным преимуществом и рациональным ответом ценовому демпингу в государственном сервисе будущего.

Эмпирический анализ. Рассмотрена динамика регистрирования граждан в единой системе идентификации и аутентификации. Обозначены тенденции потребительского влияния на процесс оказания государственных услуг. Обозначены основные положения, подтверждающие то, что миграция процессов оказания государственных и муниципальных услуг в цифровое пространство также влияет на поведенческие шаблоны потребителей.

Результаты. Сделан вывод о том, что в современных условиях государственного управления человек становится главным ориентиром и весь процесс оказания государственных услуг направлен на удовлетворение его потребностей.