цифровизация

Инновации российского финансового сектора экономики

Введение. Цифровые изменения, происходящие во всех сферах жизни общества, наиболее очевидны в определенных секторах, особенно в финансовом секторе. Одним из факторов современного развития устойчивой экономики является цифровизация общества, связанная с быстрым развитием информационных технологий. Информатизация этого сектора в России связана с синтезом изменений правового, экономического, социального, политического характера. Теоретический анализ. Статья посвящена ключевым тенденциям информатизации финансового сектора России. Рассмотрение теоретико-методологических подходов к изучению проникновения цифровых технологий в финансовый сектор показывает отставание российской практики развертывания цифровых технологий от западных практик и стремительный рост в 2020 г. под влиянием ковид-кризиса. Эмпирический анализ. Проведен анализ основных поставщиков информационных технологий в финансовой сфере и их продуктов. Определены приоритетные направления развития информационных технологий в финансовом секторе и пути их реализации. Изучены основные подходы к укреплению информационной безопасности и надежности финансовых технологий в России. Проведен синтез материалов по исследованиям информационных технологий в финансовом секторе России. Результаты. Современные реалии таковы, что новые технологии, основанные на цифровых сервисах, активно внедряются в российскую практику, что изменяет структуру субъектов финансового рынка, делает финансовые продукты более доступными для граждан и бизнеса. Проникновение ИТ-компаний на рынок финансовых услуг запускает процесс трансформации доставки финансовых продуктов и услуг, финтех становится самостоятельным сектором экономики. Формат работы финансового сектора 24/7 дает пользователям круглосуточный доступ к услугам и продуктам, но при этом формирует целый спектр рисков, которые необходимо учитывать и устранять. Цифровизация финансового сектора, основанная на глобальном переосмысление информационных решений, является ключевым условием перехода к устойчивому развитию.

Креативный туризм и цифровизация общества

Введение. Обосновывается актуальность исследования креативного туризма и цифровизации общества. Отмечаются возрастающие цифровые потребности граждан. Ответом на запрос потребителей является цифровизация экономики. Указывается, что креативный туризм, пользуясь цифровыми технологиями, способен обеспечить восстановление туристской отрасли, наиболее сильно пострадавшей в период пандемии. Теоретический анализ. Детально рассмотрено понятие «креативные индустрии» сэкономико-правовой точки зрения. Выделяются группы креативных индустрий. Отмечается, что креативные индустрии трансформируются в туристские ниши, в совокупности составляющие креативный туризм. Эмпирический анализ. Анализ ретроспективных данных и прогноз будущих значений указывают на растущую долю вклада креативных индустрий как в мировой ВВП, так и в ВВП России. Однако отмечается, что препятствием в развитии креативных индустрий становится цифровая эксклюзия. В работе акцентируется внимание на цифровых продуктах отечественных и зарубежных музеев. Указывается на возможность внедрения цифровых аватаров в деятельность исполнительских искусств как составляющих креативной туристской индустрии. Результаты. Отмечается, что процессы цифровизации влияют на развитие креативного туризма. Присущие креативным индустриям и цифровым технологиям инновационность и экспериментализм будут определять направления трансформаций креативного туризма в будущем.

Институт электронных обращений и его роль в повышении информационно-коммуникативной культуры

Введение. В настоящее время большая часть публичных услуг предоставляется в цифровом формате, что обусловливает необходимость активизации канала «обратной связи» между органами власти и организациями, выполняющими публичные функции, и потребителями услуг. Функционально эту задачу можно решить с помощью института электронных обращений. Теоретический анализ. Отмечается, что качественные изменения в социальной настройке в связи с цифровизацией экономики привели к изменению взаимоотношений государства и индивида. Управленческая парадигма выстраивается в соответствии с интересами субъекта-потребителя публичных услуг населения, большинство из которых предоставляются субъекту в электронном виде с их последующей оценкой через институт электронных обращений. Эмпирический анализ. Проанализировано законодательство, регулирующее порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе письменных, поданных в электронной форме. Сформулировано определение понятия «электронные обращения», проведена классификация электронных обращений, охарактеризованы правовые режимы подачи и рассмотрения электронных обращений через официальные сайты публичных органов и организаций, выполняющие публичные функции, а также через общефедеральные официальные (государственные) сайты, специально предназначенные для подачи гражданами обращений в форме электронного документа. Результаты. Сделан вывод о важной роли института электронных обращений в цифровой трансформации и повышении уровня информационно-коммуникативной культуры.

Обоснование сбалансированного концептуального подхода к процессу цифровизации в аспекте инновационного развития отечественных предприятий

Введение. В настоящее время одной из приоритетных задач для нашей страны является активизация инновационной деятельности отечественных предприятий. Важнейшим современным инструментом повышения активности инновационного развития становится цифровизация. Для достижения высокой эффективности процессов цифровой трансформации в контексте инновационной деятельности необходимо определить наиболее перспективный вариант реализации процессов цифровизации для активизации и поддержания на высоком результативном уровне процессов разработки и внедрения инноваций на отечественных предприятиях. Теоретический анализ. Существующие теоретические подходы к понятию цифровизации определяют ее как драйвер инновационного развития. Переход к цифровым технологиям трансформирует инновационную деятельность предприятия, предоставляя широкие возможности как за счет повышения эффективности процессов, так и за счет разработки и вывода на рынок новой продукции или услуг. При этом наблюдается недостаточность научного интереса к вопросам дополняющей цифровой трансформации системы управления, тогда как понятие сбалансированной цифровой трансформации сферы производства и управленческой системы предприятия не рассматривается, что определяет низкую результативность инициируемых изменений процессов инновационного развития. Эмпирический анализ. Выявлено, что в настоящее время переход на «цифру» осуществляется в основном в производственной сфере. При этом отсутствует связь между цифровыми технологиями, применяемыми в системе управления и производственной системе, что негативно отражается на результативности как текущей, так и инновационной деятельности, тогда как исследования зарубежных авторов демонстрируют повышение прибыльности в результате синергетического эффекта одновременной цифровой трансформации системы управления и производства. Результаты. Предложен концептуальный подход цифровизации инновационной деятельности отечественных предприятий, основанный на синхронной, динамической, взаимодополняющей цифровой трансформации производственной и управленческой сферы, что позволит обеспечить достижение поставленных целей.

Глобальное цифровое пространство: перспективы и угрозы для экономического развития стран

Введение. В настоящее время в мире происходит создание глобального цифрового пространства. Данный процесс в большей или меньшей степени охватывает практически все страны мира. Актуальность и жизненность данного процесса доказывается охватом цифровизацией не только экономики, но и всех сфер жизнедеятельности человеческого общества. Несмотря на все возрастающую степень исследуемости данного процесса, ставится вопрос о поиске угроз и перспектив, которые следует ожидать от цифровизации для развития экономики нашей страны. Теоретический анализ. Исследуется исторический аспект развития цифровой экономики, выявляются причины, вызвавшие этот процесс. В статье отмечается первое отождествление этого понятия с такими понятиями, как «электронная торговля», «обмен файлами через пиринговую сеть». Рассматривается недопущение упрощенного понимания цифровизации, связывая ее только с этими понятиями. Приводятся данные о появлении совершенно иного характера явлений и понятий, обусловленных цифровизацией в XXI в., рассмотрены особенности этого процесса в разных странах мира в условиях существующего процесса глобализации. Рассмотрены как преимущества, так и угрозы, связанные с проникновением цифровизации в глобальное пространство. Преимущества цифровизации увязываются с легкостью копирования, передачей и распространением информации. Угрозы, которые несет распространение цифровизации на глобальное пространство, можно смело связать с нарушением авторских прав, с копированием, «пиратством», что в итоге выливается в потери инвестиций. Влияние внешних политических и экономических угроз, которые применяются по отношению к нашей стране, уже не могут исключить Россию из числа деловых партнеров в этих новых условиях глобализации. Цифровизация стирает все преграды на пути взаимодействия между различными странами, в том числе и с Россией. Эмпирический анализ. В статье анализируются факты, доказывающие неоспоримые преимущества, которые несет в себе цифровизация для всех стран. Выявляются лидеры на рынке IT. В основу положен принцип учета таких показателей, как число пользователей Интернета, удобство/трудность доступа, наличие аналоговых дополнений, развитый телекоммуникационный рынок, не исключающий возможности его дальнейшего развития. Отмечается, что именно они влияют сегодня на переход стран на более высокую ступень. В этой связи актуальной является классификация стран, представленная компанией The Boston Consulting Group (BCG). В ее основу заложены показатели, свидетельствующие о наличии высоких технологий: относительный уровень развития цифровых операций и ВВП на душу населения, степень оцифровки экономических операций. Эти данные позволяют выделить наиболее развитые страны. В настоящее время их насчитывается не более шести. Результаты. Учет факторов, описанных в статье, будет способствовать реализации основной цели проникновения цифровизации в глобальное пространство – достижению делового успеха во всех странах, в том числе и в России. Это позволяет говорить о новом звучании понятия «глобализация» и делает вновь актуальным тезис А. Смита о «невидимой руке рынка», т.е. личном интересе.

Цифровизация туризма: формы проявления

Введение. Обоснуется актуальность исследования цифровизации туризма. Отмечаются мотивы субъектов туристского рынка к использованию цифровых технологий. Указывается, что цифровизация является новой формой коммуникационного взаимодействия между производителями и потребителями туристических услуг, становясь источником конкурентных преимуществ туристских организаций. Теоретический анализ. Помимо введения понятия  «цифровизация» исследуются ее преимущества и возможные риски реализации. Отмечается важность становления нового типа работника – «цифрового работника», указывается его роль в современных организациях. Доказывается значимость цифровизации экономики в создании добавленной стоимости предприятий в различных отраслях национальной экономики. Эмпирический анализ. Эмпирический анализ позволяет выявить современные формы цифровизации туризма. К их числу относятся онлайн-покупка спроектированных туроператорами туров, разработка мобильных приложений, полезных для осуществления туристского путешествия, цифровизация самодеятельных туров путем создания так называемых школ «Путешествий для начинающих туристов», а также разработки единой информационной платформы в сети Интернет для самостоятельных туристов. Результаты. В заключение отмечается, что в ближайшей перспективе конкурентоспособностью будут обладать те организации туристской индустрии, которые способны кастомизировать свои услуги, обеспечивая себе тем самым стабильный поток клиентов.

Влияние потребителей на повышение качества электронных государственных услуг

Введение. В статье рассматривается процесс миграции государственных услуг в интернет-пространство, принимая во внимание особенности развития новых технологий информации и коммуникации.

Теоретический анализ. Изучен процесс взаимодействия пользователей единого портала государственных услуг с государственными органами, оказывающими эти услуги. Проводится анализ влияния потребителей на перевод государственных услуг в электронную форму с целью повышения их качества, обозначены основные направления подобного влияния, исследуется влияние цифровизации процесса оказания государственных услуг на поведенческие шаблоны потребителей. Подчеркивается, что в современных инновационных условиях развития гражданского общества только персональный подход и эмоциональные инвестиции в потребителя могут стать конкурентным преимуществом и рациональным ответом ценовому демпингу в государственном сервисе будущего.

Эмпирический анализ. Рассмотрена динамика регистрирования граждан в единой системе идентификации и аутентификации. Обозначены тенденции потребительского влияния на процесс оказания государственных услуг. Обозначены основные положения, подтверждающие то, что миграция процессов оказания государственных и муниципальных услуг в цифровое пространство также влияет на поведенческие шаблоны потребителей.

Результаты. Сделан вывод о том, что в современных условиях государственного управления человек становится главным ориентиром и весь процесс оказания государственных услуг направлен на удовлетворение его потребностей.