Для цитирования:
Челнокова О. Ю., Фирсова А. А. ТИПОЛОГИЯ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ВЛИЯНИЯ УНИВЕРСИТЕТА НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4, ч. 1. С. 578-583. DOI: 10.18500/1994-2540-2013-13-4-1-578-583
ТИПОЛОГИЯ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ ВЛИЯНИЯ УНИВЕРСИТЕТА НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Вклад университетов в генерацию инноваций и трансфер знаний, в экономическое развитие региона и страны на региональном уровне рассматривается как существенный фактор инновационного роста, поэтому составление классификации основных подходов к анализу этого влияния актуально. Теоретический анализ. В зависимости от используемых подходов все методы анализа влияния университета на инновационное региональное развитие подразделяются на количественные и качественных методы экономического исследования показателей, а также эмпирические и теоретические методы экономического познания. С этих позиций в статье дан обзор методики количественной оценки влияния отдельных факторов на темпы промышленного роста И. А. Майбурова, методологии проекта ОЭСР «Обзор роли вузов в региональном развитии», комплексной модели многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона О. В. Перфильевой, методики анализа опыта взаимодействия действующих федеральных университетов с соответствующими регионами России О. В. Перфильевой и Т. А. Мешковой, а также методики оценки развития высшего образования на региональном уровне с помощью построения рейтингов субъектов РФ. Результаты. Создание механизмов, позволяющих выявлять и отслеживать тенденции изменения индикаторов развития образования по регионам, дает возможность оценить вклад университета в развитие региона, а также позволяет разрабатывать инструменты оценки и модели прогнозирования влияния национальных исследовательских университетов на инновационное развитие регионов.
- Орехов А. М. Методы экономических исследований : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2009. 392 с.
- Майбуров И. А. Мировые тенденции развития высшей школы. Екатеринбург : Изд-во УГТУ-УПИ, 2002. 233 с.
- Higher Education and Regions. Globally Competitive, Locally Engaged. Paris: OECD, 2007. URL: http://www.oecd.org/document/33/0,3746,en_21571361_50115957_39378401_1_1_1_1,00.html (дата обращения: 28.10.2013).
- Goddard J. B., Chatterton Р. The response of universities to regional needs // European Journal of Education. 2000. Vol. 35, № 4. Р. 475–496.
- Перфильева О. В. Комплексная оценка роли Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова в инновационном, научнообразовательном и социокультурном развитии территории ДВФО. Методология исследования // Вестн. международных организаций. 2013. № 1 (40). С. 100–114.
- Мешкова Т. А., Перфильева О. В. Анализ перспективных направлений взаимодействия вузов с регионами на примере опыта федеральных университетов в России. URL: http://univer.academy.ru/Documents (дата обращения: 28.10.2013).
- Рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям развития образования // Вестн. образования. 2006. Тематическое приложение к № 1. С. 63–125.
- Лоханина И. М. Рейтинг регионов в системе мониторинга развития высшего профессионального образования субъекта Российской Федерации // Вопр. образования. 2007. № 4. С. 217–239.