Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Тогузаева Е. Н. Роль правового (юридического) диктанта в выявлении уровня правовой грамотности и правовом просвещении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 312-316. DOI: 10.18500/1994-2540-2021-21-3-312-316

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
340

Роль правового (юридического) диктанта в выявлении уровня правовой грамотности и правовом просвещении

Авторы: 
Тогузаева Екатерина Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Подтверждение важности правового просвещения, необходимости преодоления правового нигилизма и повышения уровня правовой культуры нашло отражение на официальном уровне в нормативно-правовых актах, прежде всего в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. В настоящее время активно развивается взаимодействие с негосударственными организациями в данном направлении, что открывает новые грани. Так, к примеру, Ассоциацией юристов России с 2017 г. инициировано проведение Всероссийского правового диктанта, масштаб которого с каждым годом увеличивается в разы. Теоретический анализ. Обозначены следующие проблемы, препятствующие высокой эффективности правопросветительской деятельности: отсутствие системности и методического надлежащего обеспечения; риски социального, организационного, финансово-экономического и нормативного характера; отсутствие карт препятствий правового просвещения с указанием всех возможных рисков и путей их минимизации и преодоления. Результаты. Выделены основные препятствия правового просвещения, сопутствующие им риски, которые могут быть минимизированы для повышения эффективности правового просвещения, уровня правовой грамотности населения; даны рекомендации по совершенствованию такой акции, как Всероссийский юридический диктант, а также по проведению подобных акций отдельно по профессиональным сообществам. Не следует пренебрегать и факультативными задачами, которые также могут быть достигнуты при проведении мероприятий правопросветительского характера. Так, например, не менее важными представляются задачи по формированию и развитию информационнокоммуникативной культуры граждан, которая сейчас находится на начальном этапе формирования.

Список источников: 
  1. Певцова Е. А., Соколов Н. Я. Правовое просвещение в России : состояние, проблемы и перспективы развития. М. : Проспект, 2019. 272 с.
  2. Куликова С. А., Курдюков Д. С. Деятельность государства по повышению правовой культуры граждан : основные направления, проблемы и перспективы // Система конституционного права современной России : ценности, принципы, институты и нормы : материалы XI Международного Конституционного Форума, посвященного 110-летию Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 127–133.
  3. Итоги III Всероссийского правового (юридического) диктанта // Ассоциации юристов России : [сайт]. URL: https://alrf.ru/news/itogi-iii-vserossiyskogopravovogo-yuridicheskogo-di... (дата обращения: 25.03.2021).
  4. Положение о проведении Всероссийского (юридического) диктанта // Ассоциации юристов России : [сайт]. URL: https://alrf.ru (дата обращения: 25.03.2021).
  5. Самыгин П. С., Самыгин С. И., Попов М. Ю. Правовое просвещение и формирование правовой культуры современной российской студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С.105–109.
  6. Бибарсова Г. Ш., Бибарсов М. Ш., Ульянова О. А. Всеармейский правовой диктант как способ повышения правовой культуры личного состава органов военного управления // Наукосфера. 2021. № 2–1. С. 242–246.
  7. Москалькова Т. Н. Правовое просвещение в цифровую эпоху : опыт института уполномоченных по правам человека // Новые горизонты развития системы правовой помощи и правового просвещения населения в Российской Федерации : сб. материалов по итогам национальной науч.-практ. конф. М. : [б.и.], 2020. С. 18–28.
  8. Право знать право : Методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авт.-сост. Э. И. Атагимова, Е. В. Горбачева. М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. 76 с.
Поступила в редакцию: 
28.03.2021
Принята к публикации: 
15.04.2021