Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Романовская О. В. Право, информационное общество, цифровой суверенитет // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 174-183. DOI: 10.18500/1994-2540-2024-24-2-174-183, EDN: GCZZNT

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
346.7
EDN: 
GCZZNT

Право, информационное общество, цифровой суверенитет

Авторы: 
Романовская Ольга Валентиновна, Пензенский государственный университет
Аннотация: 

Введение. Стремительное развитие цифровых технологий привело к значительным изменениям в различных сферах общественной жизни. Видовая классификация современного мира исходит из того, что наступает эра информационного общества. Определение его признаков произошло в Окинавской хартии Глобального информационного общества. Эмпирический анализ. Представлен обзор стратегий инновационного технологического развития, принятых в Российской Федерации под влиянием развития цифровых технологий. Показана актуальность формирования концепции цифрового суверенитета. Проведено сравнительно-правовое исследование, в результате которого указано, что цифровой суверенитет первоначально был представлен в правовых системах стран Евросоюза. Обозначены зарубежные подходы к формированию нового правопорядка, обусловленному развитием цифровизации. Выделены особенности германской концепции «Индустрия 4.0», японской – «Общество 5.0», китайской – «Сделано в Китае 2025». Теоретический анализ. Основным трендом цифровизации выступает децентрализация, влияющая не только на экономику стран, но и на систему государственного управления. Выделены ее общие последствия: появление конкуренции между государствами (что приводит к экспансии аксиологии, а не только технологий); смена концепции государственного управления в условиях роста горизонтальных связей (появление концепции «государство как платформа»); приоритет данных (в электронном виде) как условия экономического, политического и социального развития государства. Результаты. Ускорение технологического процесса оказывает влияние на общественно-политическую сферу. Право не успевает реагировать на изменения, сформировавшаяся действительность сама уже диктует те правила, которые сформированы вне политических инструментов. Это также приводит к трансформации традиционных государственных институтов, что заставляет переосмыслить само понимание современного государства.

Список источников: 
  1. Окинавская хартия // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3170 (дата обращения: 11.01.2024).
  2. Бочков С. И., Макаренко Г. И., Федичев А. В. Об Окинавской хартии глобального информационного общества и задачах развития российских систем коммуникации // Правовая информатика. 2018. № 1. С. 4–14. https://doi.org/10.21681/1994-1404-2018-1-04-14
  3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы : указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 2901.
  4. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года : указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 41, ст. 5700.
  5. Экономическое право : учебник / под науч. ред. Н. С. Бондаря. М. : Проспект, 2021. 352 с.
  6. Концепция технологического развития на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 22, ст. 3964.
  7. Правила управления реализацией мероприятий программ и проектов Национальной технологической инициативы, результаты которых направлены на решение задач обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 28.12.2022 № 2478 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 1 (ч. II), ст. 286.
  8. О технологической политике в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : проект федер. закона. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Указ Президента РФ от 14.04.2022 № 203 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 16, ст. 2650.
  10. Андреев В. К. Организационно-правовые формы включения высоких технологий в промышленное производство // Юрист. 2023. № 9. С. 35–40. https://doi.org/10.18572/1812-3929-2023-9-35-40
  11. Loi n° 2016-1321 du 7 octobre 2016 pour une République numérique. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000033202746 (дата обращения: 11.01.2024).
  12. Industrie 4.0. URL: https://www.bmbf.de/bmbf/de/forschung/digitale-wirtschaft-und-gesellschaft/industrie-4-0/industrie-4-0 (дата обращения: 11.01.2024).
  13. Hightech-Strategie 2025. URL: https://www.bmbf.de/SharedDocs/Publikationen/de/bmbf/5/30916_Industrie_4_0.pdf?__blob=publicationFile&v=3 (дата обращения: 11.01.2024).
  14. Цели в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainabledevelopment-goals/ (дата обращения: 11.01.2024).
  15. Naturally.Digital.Sustainable. URL: https://www.bmbf.de/bmbf/de/forschung/umwelt-und-klima/digitalisierung-und-nachhaltigkeit/digitalisierung-und-nachhaltigkeit_node.html (дата обращения: 11.01.2024).
  16. Zukunftsstrategie Forschung und Innovation. URL: https://www.bmbf.de/SharedDocs/Publikationen/de/bmbf/1/730650_Zukunftsstrategie_Forschung_und_Innovation.pdf?__blob=publicationFile&v=4 (дата обращения: 11.01.2024).
  17. Digitalstrategie der Bundesregierung. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/digitalisierung/ digitalstrategie-2072884 (дата обращения: 11.01.2024).
  18. Japan’s 5th Science and Technology Basic Plan (2016– 2020). URL: https://www.tillvaxtanalys.se/download/18.62dd45451715a00666f169a1/1586366153339/Japans%20fem%C3%A5rsplan.pdf (дата обращения: 11.01.2024).
  19. The Science and Technology Basic Law. URL: https://www.mext.go.jp/component/english/__icsFiles/afieldfile/2011/02/22/1302491_011.pdf (дата обращения: 11.01.2024).
  20. Давыдова М. Л. «Умное регулирование» как основа совершенствования современного правотворчества // Журнал российского права. 2020. № 11. С. 14–29. https://doi.org/10.12737/jrl.2020.130 , EDN: YNERPX
  21. Gunningham N., Sinclair D. 8 Smart regulation // Regulatory Theory: Foundations and Applications, ANU Press. 2017. Р. 133–148. https://doi.org/10.22459/RT.02.2017.08
  22. Science, Technology, and Innovation Basic Plan, March 26, 2021, Government of Japan. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/english/sti_basic_plan.pdf (дата обращения: 11.01.2024).
  23. 科学技術・イノベーション基本法. URL: https://elaws.egov.go.jp/document?lawid=407AC1000000130_20210401_502AC0000000063 (дата обращения: 11.01.2024).
  24. 中国制造 2025. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2015-05/19/content_9784.htm (дата обращения: 11.01.2024).
  25. Xia J. A Review to the Development of Foreign Capital Manufacturing Industry in China: Looking forward to Made in China, 2025 // American Journal of Industrial and Business Management. 2017. Vol. 7, № 5. Р. 604–613. https://doi.org/10.4236/ajibm.2017.75045
  26. Ma H., Wu X., Yan L., Huang H., Wub H., Xiong J., Zhang J. Strategic Plan of «Made in China 2025» and Its Implementations (with) // Analysing the Impacts of Industry 4.0 in Modern Business Environments. 2018. P. 1–23. https://doi.org/10.4018/978-1-5225-3468-6.ch001
  27. 余明锋. 数字全球化与数字主权——以德国和欧盟 为视角 // 国外社会科学. 2021年第5期. URL: http://drc.hznet.com.cn/DRCNet.Mirror.Documents.Web/DocSummary.aspx?doci... d=3027 (дата обращения: 11.01.2024).
  28. Романовский В. Г., Абубекерова Д. А. Права человека, кибербезопасность, борьба с терроризмом (опыт Китая) // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2021. Т. 9, № 3. С. 57–67. https://doi.org/10.21685/2307-9525-2021-9-3-6
  29. Об обязательных требованиях в Российской Федерации : федер. закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 31 (ч. I), ст. 5006.
  30. Кнутов А. В., Плаксин С. М., Синятуллин Р. Х., Чаплинский А. В. «Регуляторная гильотина» в России и ее количественные результаты // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 15, № 2. С. 4–27. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2022.2.4.27
  31. Market capitalization of Uber (UBER). URL: https://companiesmarketcap.com/uber/marketcap/ (дата обращения: 11.01.2024).
  32. Market capitalization of Gazprom (GAZP.ME). URL: https://companiesmarketcap.com/gazprom/marketcap/ (дата обращения: 11.01.2024).
  33. Государство как платформа: Люди и технологии / под ред. М. С. Шклярук. М. : РАНХиГС, 2019. 111 с.
  34. 数据安全法. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202106/7c9af12f51334a73b56d7938f99a788a.shtml (дата обращения: 11.01.2024).
  35. The Digital Personal Data Protection Act. URL: https://prsindia.org/files/bills_acts/bills_parliament/2023/Digital_Personal_Data_Protection_Act,_2023.pdf (дата обращения: 11.01.2024).
  36. Data Protection and Digital Information Bill. URL: https://bills.parliament.uk/bills/3430 (дата обращения: 11.01.2024).
  37. Аверьянова Н. Н., Велиева Д. С., Капитонова Е. А. Левакин И. В., Пресняков М. В., Романовская О. В., Романовский В. Г., Романовский Г. Б., Сухов Э. В. Права человека и безопасность в современном мире: гибридные угрозы и новые вызовы. М. : Проспект, 2021. 152 с. EDN: QPDDNB
Поступила в редакцию: 
15.01.2024
Принята к публикации: 
01.02.2024
Опубликована онлайн: 
31.05.2024