Образец для цитирования:

Подмарев А. А. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 96-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2018-18-1-96-100


Рубрика: 

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение. В конституциях государств закрепляются два режима осуществления государственной власти – ординарный (обычный) и экстраординарный (особый правовой, чрезвычайный). Основанием для введения чрезвычайного режима выступает внутренняя или внешняя угроза конституционному строю государства, существованию самого государства. Целью введения чрезвычайного режима является восстановление конституционного право- порядка. Необходимый элемент чрезвычайного режима – установление ограничений прав и свобод личности. Конституция РФ 1993 г. предусматривает два вида особого правового режима – чрезвычайное положение и военное положение. Цель. Целью статьи является анализ конституционных и законодательных норм, регламентирующих ограничение прав личности в условиях военного положения, а также исследование специфики ограничений прав и свобод человека и гражданина, вводимых в период действия военного положения. Результаты. Анализ конституционного законодательства позволяет выявить специфические признаки ограничений прав личности в условиях военного положения. Эти ограничения: вводятся для обеспечения обороны страны и безопасности государства; становятся дополнительными по отношению к уже действующим ограничениям (базовым); являются самыми простыми вида- ми ограничений – ограничениями-запретами; носят временный характер; действуют только на определенной территории. Заключение. Делается вывод о том, что ограничения прав и свобод человека и гражданина, применяемые в условиях военного положения, позволяют расширить полномочия государственных органов и в этом смысле являются одним из инструментов, позволяющих отразить агрессию и восстановить конституционный правопорядок. Конституционное законодательство достаточно подробно регламентирует возможность применения ограничений прав и свобод в условиях военного положения. 

Список литературы: 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398. 

2. О военном положении : федер. конституц. закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 5, ст. 375. 

3. Об обороне : федер. закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 23, ст. 2750. 

4. О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации : федер. закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9, ст. 1014. 

5. О гражданской обороне : федер. закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 7, ст. 799. 

6. Военная доктрина Российской Федерации : утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976 // Рос. газ. 2014. 30 дек. 

7. Определение агрессии : резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1974 // Международное публичное право : сб. документов / сост. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков : в 2 т. Т. 2. М., 1996. 

8. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ : постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 7, ст. 635.

Текст в формате PDF: 
Статус: 
опубликована
Краткое содержание (PDF):