Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Манохина Н. В., Митяева Н. В. Креативность: мифы и реальность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2025. Т. 25, вып. 1. С. 4-15. DOI: 10.18500/1994-2540-2025-25-1-4-15 , EDN: CHPEUT

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
331.5
EDN: 
CHPEUT

Креативность: мифы и реальность

Авторы: 
Манохина Надежда Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Митяева Наталия Вячеславовна , Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Исследуются процессы формирования креативности как универсальной компетенции с позиции компаративистики и разработано теоретико-методологическое обоснование для развенчания мифов о креативности. Теоретический анализ. Креативность трактуется авторами как особая способность субъектов (индивидов, группы, организации) создавать новое, оригинальное, нетривиальное. Обобщены теоретические подходы к формированию креативности как свойства личности специалиста и процесса использования этой универсальной компетенции в современном информационном обществе. Эмпирический анализ. Раскрыты сложившиеся и фактически законсервированные наукой основные мифы в понимании и претворении креативности в различных сферах деятельности, приведены обоснованные аргументы по их развенчанию и представлены современные новейшие реалии в теории креативности и практики ее реализации. Авторская классификация включает мифы, касающиеся сферы возникновения креативности, наличия непосредственной прямой связи между интеллектом и креативностью, распространения креативности по сферам и видам деятельности, корреляции уровней креативности и интеллекта в обществе, привязки креативности к врожденным и генетически наследуемым характеристикам личности, оптимального времени научению креативности, характеристик личности, обладающей навыками креативности, доходности видов деятельности, требующей проявления и реализации креативныхсвойств. Результаты. Авторами доказано, что потребность в креативности в широком смысле слова, от политики до жизнедеятельности индивида, стремительно возросла и продолжает расти по восходящей, с другой стороны, креативность как свойство человеческой личности не развивается перманентно и равномерно, она неоднородна и сегментирована по разным видам, формам и уровням, и путь ее развития сложный, зигзагообразный, что создает новое поле для междисциплинарных исследований.

Список источников: 
  1. Guilford J. P. Creativity // American Psychologist. 1950. Vol. 5, iss. 9. P. 444–454. https://doi.org/10.1037/h0063487
  2. Гилфорд Дж. П. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М. : Прогресс, 1965. С. 433–457.
  3. Runco M. A., Jaeger G. J. The standard defi nition of creativity // Creativity Research Journal. 2012. Vol. 24, iss. 1. Р. 92–96. https://doi.org/10.1080/10400419.2012.650092
  4. Runco M. A. Everyone has creative potential // Creativity: From potential to realization / ed. by R. J. Sternberg, E. L. Grigorenko, J. L. Singer. American Psychological Association, 2004. P. 21–30. https://doi.org/10.1037/10692-002
  5. Runco M. A. Updating the standard defi nition of creativity to account for the artifi cial creativity of AI // Creativity Research Journal. 2023. Vol. 37, iss. 1. P. 1–5. https://doi.org/10.1080/10400419.2023.2257977
  6. Kenett Y. N., Faust M. A semantic network cartography of the creative mind // Trendsin Cognitive Sciences. 2019. Vol. 23, iss. 4. P. 271–274. https://doi.org:/10.1016/j.tics.2019.01.007
  7. Green A. E., Beaty R. E., Kenett Y. N., Kaufman J. C. The process defi nition of creativity // Creativity Research Journal. 2023. Vol. 36, iss. 3. Р. 544–572. https://doi.org/10.1080/10400419.2023.2254573
  8. Glăveanu V. P., Beghetto R. A. Creative experience: A non-standard defi nition of creativity // Creativity Research Journal. 2020. Vol. 33, iss. 2. Р. 75–80. https://doi.org/10.1080/10400419.2020.1827606
  9. Corazza G. E. Potential originality and effectiveness: The dynamic defi nition of creativity // Creativity Research Journal. 2016. Vol. 28, iss. 3. Р. 258–267. https://doi.org/10.1080/10400419.2016.1195627
  10. Walia C. A dynamic definition of creativity // Creativity Research Journal. 2019. Vol. 31, iss. 3. Р. 237–247. URL: https://doi.org/10.1080/10400419.2019.1641787
  11. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. вузов. М. : ИЦ «Академия», 2002. 320 с.
  12. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1960. 352 с.
  13. Философия творчества : ежегодник : сб. ст. Вып. 6. Философско-методологический анализ творческих процессов / под ред. Н. М. Смирновой, И. А. Бесковой. М. : Голос, 2020. 372 с.
  14. Новоселов С. А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса // Педагогическое образование и наука. 2011. № 1. С. 72–82. EDN: OJLYHJ
  15. Long H. An empirical review of research methodologies and methods in creativity studies (2003–2012) // Creativity Research Journal. 2014. Vol. 26, iss. 4. P. 427–438. URL: https://doi.org/10.1080/10400419.2014.961781
  16. Guilford J. P. The nature of human intelligence. New York a.o., 1967. 538 p. (McGraw-Hill ser. in psychology).
  17. Gruber H. On the hypothesized relation between giftedness and creativity // New directions for child development: № 17. Developmental approaches to giftedness and creativity / ed. by D. H. Feldman. San Francisco : Jossey-Bass, 1982. P. 7–29. https://doi.org/10.1002/cd.23219821704
  18. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / отв. ред. Я. А. Пономарев. М. : Наука, 1990. 224 с. EDN: XAIQXT
  19. Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., 1974. 48 p
  20. Перкинс Д. Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом: Реферативный журнал. Серия 8. Науковедение. 1988. № 4. С. 88–92. 
  21. Тульженкова З. Л. К вопросу о взаимосвязи креативности и интеллекта // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2009. № 3. С. 27–32. EDN: MVYPZH
  22. Донская Е. Развитие интеллекта и креативности: новые подходы в психологии. 2023. URL: https://www.litres.ru/book/evgeniya-donskaya/razvitie-intellekta-ikreati... (дата обращения: 20.11.2024).
  23. Чернецов П. И., Виноградова Т. И. Взаимосвязь интеллекта и креативности подростков // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 1. С. 80–83. EDN: TKTOHP
  24. Дикая Л. А. Развитие креативности у специалистов по противодействию терроризму и ликвидации последствий террористических актов // Российский психологический журнал. 2013. Т. 10, № 5. С. 32–38. https://doi.org/10.21702/rpj.2013.5.4
  25. Homer-Dixon T. The upside of down: Catastrophe, creativity, and the renewal of civilization. Washington, DC : Island Press, 2006. 448 p.
  26. Flynn J. R. The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to 1978 // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95, iss. 1. Р. 29–51. https://doi.org/10.1037/0033-2909.95.1.29
  27. Flynn J. R. The WAIS-III and WAIS-IV: Daubert motions favor the certainly false over the approximately true // Applied Neuropsychology. 2009. Vol. 16, iss. 2. Р. 98–104. https://doi.org/10.1080/09084280902864360
  28. Sternberg R. J. Intelligence // Oxford Research Encyclopedia of Education. 2023, September 20. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.872
  29. Teasdale T. W., Owen D. R. A long-term rise and recent decline in intelligence test performance: The Flynn Effect in reverse // Personality and Individual Differences. 2005. Vol. 39, iss. 4. Р. 837–843. https://doi.org/10.1016/j.paid.2005.01.029
  30. Макарушина Е. Н. Феномен креативности и творчества в современной системе высшего образования // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-3. С. 498–501. EDN: OVXWIL
Поступила в редакцию: 
12.10.2024
Принята к публикации: 
20.12.2024
Опубликована онлайн: 
31.03.2025
Опубликована: 
31.03.2025