Для цитирования:
Тихонова С. В. НА ПУТИ К ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМУ РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017–2030 гг.» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 452-457. DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-4-452-457
НА ПУТИ К ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМУ РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017–2030 гг.»
Введение. Статья посвящена к анализу политико-правовой модели информационного общества, сформулированной в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.». Теория информационного общества предлагает весьма абстрактные представления о своем объекте, нуждающиеся в конкретизации и детализации в доктринальных документах с учетом наличного этапа социального и технологического прогресса. Эволюция информационных отношений порождает новые риски на пути устойчивого государственно-правового развития, что не может не влиять на проект строительства информационного общества. Целью статьи является анализ новой модели информационного общества, ее элементов, связанных с принятием Доктрины информационной безопасности, отразившей изменения в понимании государственных целей и задач в условиях цифрового мира. Методы. Опираясь на системный, структурно-функциональный подходы, формально-юридический и сравнительный методы, исследуются принципы, дефиниции, цели и задачи нового документа. Результаты. Особое внимание уделяется вводимой в Стратегии-2017 системе понятий: предлагается их классификация и устанавливаются инструментальные связи между ними. Выявляя новации в интерпретации информационного общества, выявляются их идейные и доктринальные источники, связанные с общей телеологией документа. Важной особенностью Стратегии-2017 является формирование не только позитивной модели информационного общества, связанной с развитием общества знания, но и модели негативной, формируемой в результате усилий геополитических конкурентов Российской Федерации. Обсуждение. Положения Стратегии-2017 не только направлены на решение проблемы технологической безопасности, ускорение экономического развития и модернизацию социальной сферы, они ориентированы на масштабное совершенствование законодательства, что позволяет оценивать Стратегию-2017 как манифест политико-правового развития страны в цифровую эпоху.
- 1. Ирошников Д. В., Нестеров С. В. Понятие и классификация концептуальных и доктринальных документов Российской Федерации // Правовая инициатива. 2013. № 7. С.7.
- Полякова Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. 38 с.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. : утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 290.
- Стратегия развития информационного общества в РФ : утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // Рос. газ. 2008. 16 февр.
- Шерстюк В. П. О стратегии развития информационного общества в России // Информационное общество. 2008. № 1–2. С. 20–24.
- Хапай А. А. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : инновационные подходы реализации на современном этапе // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 90–94.
- Минбалеев А. В. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : современное состояние и перспективы развития // Вестн. УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2016. № 3 (21). С. 62–66.
- Пономарева И. П. Государство : истина и мифы // Журнал российского права. 2016. № 12 (240). С. 38–47. DOI: 10.12737/22718.
- Бунина В. Г. От информационного общества к обществам знания // Вестн. РУДН. Сер. Социология. 2010. № 2. С. 16–26.
- К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж : ЮНЕСКО, 2005. 239 с.
- Рыбаков О. Ю. Тенденции развития российской правовой политики // Изв. вузов. Правоведение. 2004. № 3 (254). С. 156–164.