правовая политика

НА ПУТИ К ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМУ РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2017–2030 гг.»

Введение. Статья посвящена к анализу политико-правовой модели информационного общества, сформулированной в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.». Теория информационного обще- ства предлагает весьма абстрактные представления о своем объекте, нуждающиеся в конкретизации и детализации в док- тринальных документах с учетом наличного этапа социального и технологического прогресса. Эволюция информационных от- ношений порождает новые риски на пути устойчивого государ- ственно-правового развития, что не может не влиять на проект строительства информационного общества. Целью статьи явля- ется анализ новой модели информационного общества, ее эле- ментов, связанных с принятием Доктрины информационной без- опасности, отразившей изменения в понимании государственных целей и задач в условиях цифрового мира. Методы. Опираясь на системный, структурно-функциональный подходы, формаль- но-юридический и сравнительный методы, исследуются принци- пы, дефиниции, цели и задачи нового документа. Результаты. Особое внимание уделяется вводимой в Стратегии-2017 системе понятий: предлагается их классификация и устанавливаются ин- струментальные связи между ними. Выявляя новации в интер- претации информационного общества, выявляются их идейные и доктринальные источники, связанные с общей телеологией документа. Важной особенностью Стратегии-2017 является формирование не только позитивной модели информационного общества, связанной с развитием общества знания, но и модели негативной, формируемой в результате усилий геополитических конкурентов Российской Федерации. Обсуждение. Положения Стратегии-2017 не только направлены на решение проблемы тех- нологической безопасности, ускорение экономического развития и модернизацию социальной сферы, они ориентированы на мас- штабное совершенствование законодательства, что позволяет оценивать Стратегию-2017 как манифест политико-правового развития страны в цифровую эпоху.

КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОДХОДА

Введение. Статья посвящена обоснованию необходимости исследования трансфор- маций коммуникационного пространства при теоретическом анализе правовых аспектов построения информационного общества. Рассматриваются методологические аспекты исследования коммуникационного пространства в теории правовой политики, обсужда- ется использование пространственного подхода для этой цели. Обсуждение резуль- татов. По мнению автора, теоретическая модель коммуникационного пространства по- зволит учитывать закономерности коммуникационной динамики, выявлять ориентиры и приоритеты социетальных трансформаций, вызванных детерминированным развитием информационно-коммуникационных технологий, сглаживать цифровой разрыв и бу- дущие коммуникационные разрывы. Ее основой должна стать реляционная концепция пространства, позволяющая раскрывать сущность коммуникационного пространства через взаимодействие субъектов, что открывает новые перспективы для разработки мо- делей правового регулирования экстерриториальных пространств, порождаемых элек- тронными сетями. Заключение. Делается вывод о фрагментарности развития про- странственного подхода в юридической науке. Теоретические исследования правового пространства ориентированы на социально-философский пространственный подход и реляционную концепцию пространства. Прикладные исследования киберпространства (виртуального пространства) имеют субстанциальный характер. Барьером интеграции этих двух направлений является субстанционализм теоретико-правового учения о дей- ствии закона в пространстве, во времени и по кругу лиц, преодоление которого откро- ет новые перспективы для решения правовых проблем построения информационного общества.