стратегическое управление

ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОЦЕССА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Введение. Процесс определения состава стратегических ре- сурсов привлекает большое внимание современных исследова- телей теоретических и практических вопросов стратегического управления. Его важность обусловлена способностью обеспе- чивать развитие ключевых компетенций предприятий и под- держивать достигнутый уровень конкурентоспособности. Рынок автотранспортных услуг в современных условиях отличают осо- бенности функционирования, влияющие не только на то, какие ресурсы являются для предприятия стратегическими, но и на методологию их идентификации. Теоретический анализ. Методология идентификации стратегических ресурсов основа- на на определении конкурентных преимуществ предприятия и его ключевых компетенций при использовании многофакторно- го сравнительного анализа. В этом вопросе большое значение имеет положение, занимаемое предприятием на рынке, обу- словленное его комплексным потенциалом, или совокупностью ресурсов, определяемым с помощью интегральной оценки, и конкурентным рейтингом, подтверждаемым бенчмаркингом. Эмпирический анализ. В статье представлено описание основных этапов процесса определения стратегических ресур- сов грузовых автотранспортных предприятий как структурного элемента ресурсной стратегии с позиций интеграционно-при- оритетного подхода. Обоснована необходимость применения региональной информационной системы, гарантирующей объ- ективность получаемых результатов. Результаты. Результа- том разработанной автором методологии идентификации стра- тегических ресурсов грузового автотранспортного предприятия является предложение для практического применения техноло- гического инструментария, позволяющего после прохождения всех перечисленных в методологии этапов определить в соста- ве ресурсов предприятия те из них, развитие и использование которых необходимы для успешной работы на рынке и удержа- ния конкурентных позиций. 

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

Введение. Каждое высшее учебное заведение имеет свои особенности, которые отражаются в специфике управления им, представляется маловероятным выделить некие каноны стра- тегического управления в сфере высшего образования. В дан- ной работе ставится цель определить общее видение структуры стратегического управления высшими учебными заведениями с учётом разработанных ранее концепций. Теоретический анализ. Формирование глобальной сети обмена, преобра- зования и распространения информации привело к обостре- нию диалектического противоречия в паре «образовательный процесс – процесс научно-исследовательской деятельности» высших учебных заведений. Результаты. Предложенная структурная модель позволяет использовать одновременно различные концептуальные подходы к формированию страте- гий для различных сфер деятельности высшего учебного заве- дения. Формирование стратегии высшего учебного заведения должно учитывать сложность и многоплановость данных орга- низаций, а также диалектическое противоречие между такими основными направлениями деятельности высшего учебного за- ведения, как образовательный процесс и научная деятельность, отражаясь в использовании всей палитры подходов к формиро- ванию стратегий.

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Введение. В ряде теоретических работ и передовой прак- тикой доказано, что эффективность инновационного развития промышленных предприятий (в том числе и мебельных) во многом зависит от того, насколько управление таким разви- тием синтезировано со стратегическим менеджментом, взаи- модействует c его системой. Это обусловливается тем, что в современных условиях инновации должны определять в первую очередь стратегическое направление развития предприятия. Теоретический анализ. К настоящему времени в целом ряде работ показан механизм интеграции инновационного и стратегического менеджмента, описаны инновационные стра- тегии предприятий, их взаимосвязь с другими стратегиями, описаны элементы системы управления инновационным разви- тием и соответствующего механизма управления. Системный подход к управлению инновационным развитием предприятия, являющийся одним из ключевых, предполагает в том числе и формирование целостной системы управления, включающей как стратегический, так и оперативный контуры и основанной на методологии управления инновационным развитием. Ре- зультаты. В результате проведенного исследования сделан определенный вклад в формирование целостного научного представления о системе управления инновационным разви- тием предприятия мебельной промышленности. Выработан- ный подход позволяет системно организовать стратегическое управление инновационным развитием промышленного пред- приятия.