сельское хозяйство

Анализ неравномерности сельскохозяйственного производства в России

Введение. Сельское хозяйство непосредственно влияет на продовольственную, экономическую, социальную безопасность страны. Неравномерность сельскохозяйственного производства обусловлена как природно-климатическими факторами, так и экономическими, такими как укрупнение предприятий, внедрение более эффективных средств и технологий производства. Нарастание территориальной дифференциации сельскохозяйственного производства может привести к нехватке продовольствия, его удорожанию за счет увеличения транспортной наценки. Неравномерность по размеру организаций также имеют ряд социальноэкономических последствий. В целом на фоне роста эффективности сельскохозяйственного производства снижаются конкуренция, предпринимательская активность, возможен рост социальной напряженности в случае банкротства единственного предприятия. Теоретический анализ. Для оценки территориальной дифференциации сельскохозяйственного производства использовались коэффициент Джини и кривая Лоренца. Неравномерность организаций по размеру выручки оценивалась на основе АВС-анализа и кривой Парето. Эмпирический анализ. Устранение влияния лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства на итоги оценки территориальной неравномерности валовой добавленной стоимости (ВДС) Раздела А ОКВЭД2 потребовало исключения из анализа субъектов РФ с преобладанием данных видов деятельности. Коэффициент Джини для ВДС регионов РФ в 2018 г. составил 0,45, а в 2008 г. – 0,48. Таким образом, территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства за 2009–2018 гг. незначительно снизилась. Типологизация регионов РФ с учетом температуры воздуха, осадков, производительности и убыточности в сельском хозяйстве позволила выделить благоприятные, рисковые и неблагоприятные для земледелия и животноводства регионы. Результаты. Выявлена значительная неравномерность сельскохозяйственного производства как в территориальном разрезе, так и по размеру организаций. За 2009–2018 гг. территориальная дифференциация снизилась. АВС-анализ показал, что 80% выручки по виду деятельности «сельское хозяйство» приходится лишь на 10,9% активных предприятий.

Обоснование принципов государственной поддержки развития сельского хозяйства

Введение. В решении вопроса обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики, основанного на внутренних факторах конкурентоспособности, особую актуальность занимают вопросы распределения государственной поддержки между сельскохозяйственными товаропроизводителями. Теоретический анализ. В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты государственного регулирования сельского хозяйства. Научно обоснована необходимость разработки методической базы и инструментария совершенствования системы распределения субсидиарной поддержки сельского хозяйства. Эмпирический анализ. Проведен анализ и дана оценка динамики финансирования сельского хозяйства и результатов аграрного производства. На основании эмпирического анализа выявлено, что уровень государственной поддержки характеризуется тенденцией увеличения доли затрат в расчете на единицу результата в сравнении с отраслями промышленности, что обосновывает необходимость разработки принципов и механизма совершенствования распределения субсидиарной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Результаты. Развиты методические подходы к государственной поддержке сельского хозяйства, в рамках которых сформулированы методы и формы государственной поддержки. Разработана система принципов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих векторам устойчивого социально-экономического роста. Развитие методических подходов к совершенствованию государственной поддержки и форм ее распределения на отраслевом и региональном уровне на базе применения авторских принципов позволит разработать ключевые индикаторы оценки эффективности поддерживающей и стимулирующей субсидии для региональных отраслевых агросистем всех форм хозяйствования с учетом достигнутого уровня инновационности сельскохозяйственного производства. Практическая реализация результатов исследования позволит создать условия для динамичного и устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики на инновационной основе.

ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ОХРАНЫ ЗЕМЛИ КАК КОМПОНЕНТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРЕД ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАК НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

В статье исследуется один из базовых принципов земельного права, упомянутый в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Теоретический анализ. Данный принцип означает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Исследуя данный принцип, автор отмечает, что требования по охране земли как природного объекта скон- струированы для крупных земельных массивов и устанавливают особенности охраны целых категорий земель. Из этого вытекают особые требования, распространяемые на правообладателей конкретных земельных участков. Результаты. Аргументируется вывод о том, что единых требований ни по охране, ни по использованию земельных участков, которые в равной степени распространялись бы на все категории земель, не существует. Заключение. Исследовав механизм реализации принципа приоритета охраны земли как компонента окружающей среды перед ее использованием как недвижимого имущества, автор выявляет ряд взаимных прав и обязанностей органов публичной вла- сти и землепользователей с закреплением мер ответственности за нарушение послед- ними норм и правил, ограничивающих права собственников земельной недвижимости.