общественный контроль

Категория «общественный контроль» в конституционном законодательстве зарубежных государств

Введение. Данная статья подвергает анализу конституционное законодательство зарубежных стран на предмет наличия в нем нормативного закрепления категории «общественный контроль». Изучаются юридико-технические подходы к определению содержания данного понятия, применяемые в иностранных государствах, а также выделяются общие и специфические черты институциализации общественного контроля в национальных правовых системах. Основная цель работы заключается в исследовании особенностей правопонимания и правореализации общественного контроля в зарубежных странах.

Результаты. Проведен анализ норм конституций зарубежных государств, закрепляющих основы народовластия. В статье показана зависимость использования категории «общественный контроль» в конституционном законодательстве стран в зависимости от национальных особенностей организации и функционирования политико-правовых систем. Особое внимание уделено влиянию российской правовой системы на развитие законодательства в сфере общественного контроля в странах СНГ.

Заключение. Автор приходит к выводу, что зарубежные страны достаточно редко используют концепцию общественного контроля, заменяя ее в большинстве случаев концепцией гражданского участия, предполагающей, по сути, идентичные формы и способы взаимодействия государства и гражданского общества.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СИСТЕМНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Введение. Настоящая статья затрагивает вопросы, связанные с исследованием роли и значения информации в системе общественного контроля. Изучаются особенности нормативноправового закрепления информационного обеспечения общественной контрольной деятельности, в том числе акцентируется внимание на основных направлениях обмена информацией между субъектами и объектами рассматриваемого вида контроля. Цель. Основная цель работы заключается в исследовании роли и места информации в процессе организации и осуществления общественного контроля. Результаты. Проведен анализ российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с информационным обеспечением обще- ственной контрольной деятельности. Показана практическая реализация принципов открытости и публичности в процессе функционирования как субъектов общественного контроля, так и его объектов. Особое внимание уделено исследованию правового обеспечения доступа к информации о деятельности органов публичной власти, выделены такие его основные направления, как организация работы официальных сайтов, государственных информационных ресурсов, предоставление официальной информации по запросам граждан и организаций, обеспечение доступа на заседания органов публичной власти и т.д. Заключение. В настоящее время в Российской Феде- рации создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая информационную открытость органов публичной власти, что представляется важнейшим и одним из главных условий осуществления общественного контроля. Однако в ряде случаев наблюдаются нарушения требований действующего законодательства, что наиболее часто проявляется в сфере организации работы официальных сайтов органов публичной власти, а потому требуется дополнительный мониторинг соответствия организационной и нормативной составляющих доступа к информации. 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВИДОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение. Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования отдельных видов общественного контроля в Российской Федерации.

Цель. Основная цель работы состоит в исследовании правовых основ классификации общественного контроля в зависимости от сферы его реализации, а также в выявлении проблемных аспектов выделения его отдельных видов.

Результаты. Автором проведен анализ российской нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности осуществления общественного контроля, определены основные проблемы юридической классификации видов данной деятельности в зависимости от сферы ее реализации. В статье показано соотношение нормативного регулирования основ общественного контроля и реального многообразия законодательных актов в указанной сфере. Принятие закона, закрепившего основы общественного контроля в России, породило ряд проблемных аспектов в рамках правопонимания сферы реализации данного института, что, как следствие, может повлечь образование коллизионных ситуаций в процессе его правоприменения. Возникает потребность в нормативной детализации отдельных элементов общественного контроля, начиная с определения понятия и заканчивая его структурно-функциональной составляющей.

Заключение. Автор приходит к выводу, что общественный контроль носит универсальный характер и охватывает практически все направления общественных отношений. Вместе с тем действующее законодательство, закрепляющее основы общественного контроля, не учитывает данный фактор, ограничивая область его реализации и правового регулирования.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования и осуществления парламентского контроля в России. Цель. Основная цель работы состоит в ис- следовании конституционно-правовых основ организации и функционирования института парламентского контроля в России, а также в выявлении роли и места данной формы контроля в системе защиты прав и свобод человека и гражданина и борьбе с коррупцией. Результаты. Проведен анализ российской нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности парламентской контрольной деятельности, определены основные проблемы реализации данного института. В работе показано, что для эффективного осуществления парламентского контроля необходимо более четкое законодательное регулирование механизма его функционирования. Принятие специального закона, обозначившего правовые основы парламентской контрольной деятельности, отнюдь не решило всех проблем, возникающих в процессе реализации данного института. Возникает потребность в нормативной детализации отдельных элементов парламентского контроля, начиная с определения понятия и заканчивая его структурно-функциональной составляющей. Заключение. Сделан вывод, что парламентский контроль должен реализовываться на всех уровнях государственной власти. Данный тезис предполагаетвнесение изменений в Федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» в части дополнительной регламентации в качестве субъектов парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. В работе делается особый акцент на необходимости сочетания форм парламентского и общественного контроля как непременного условия повышения эффективности осуществления парламентской контрольной деятельности.

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение. Статья посвящена анализу особенностей международной и конституцион- но-правовой регламентации общественного контроля за выборами. Цель. Основная цель работы состоит в исследовании международных и российских правовых актов, закрепляющих общественный контроль за избирательным процессом как необходимый элемент организации и проведения демократических и подлинных выборов. Результаты. Проведен анализ международной и российской нормативно-правовой базы, регла- ментирующей особенности организации и проведения общественного контроля в ходе избирательного процесса. Показано, что для эффективного функционирования органов публичной власти необходимо осуществление общественного контроля уже на стадии их формирования. Основным условием реализации свободных демократических выбо- ров является использование на всех стадиях избирательного процесса общественного контрольного механизма. Заключение. Сделан вывод, что в международных право- вых актах открытость и общественный контроль выступают как неотъемлемое условие проведения демократических выборов. Отечественная правовая система восприняла важнейшие условия международного правового подхода, институционализировав и применяя на практике основные формы общественного контрольного механизма на всех стадиях избирательного процесса. За последние годы в России были сделаны серьез- ные шаги в направлении обеспечения общественного контроля за выборами, включая создание необходимой нормативно-правовой базы. Однако представляется необходи- мым разработать и принять отдельный закон, закрепляющий основные принципы и фор- мы осуществления общественного контроля за выборами в России.