Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Комкова Г. Н., Куликова С. А. Вопросы законодательного регулирования эффективности информационного обеспечения общественного контроля // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 294-301. DOI: 10.18500/1994-2540-2019-19-3-294-301

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
342.571

Вопросы законодательного регулирования эффективности информационного обеспечения общественного контроля

Авторы: 
Комкова Галина Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Куликова Светлана Анатольевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Общественный контроль – одна из форм влияния гражданского общества на деятельность органов государственной власти. Важным элементом общественного контроля является обеспечение свободного доступа граждан к информации о субъектах, объектах и формах проведения общественного контроля и широкого обсуждения его результатов. Теоретический анализ. Российское законодательство, устанавливающее правовые основы общественного контроля, провозглашает публичность и открытость его осуществления; предусматривает условия его информационного обеспечения; устанавливает правило общедоступности информации об общественном контроле за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иные виды тайн, персональные данные; содержит регламентацию прав и обязанностей субъектов и объектов общественного контроля, касающихся предоставления и обнародования информации. Однако указанные нормы носят рамочный характер, вопросы, касающиеся получения гражданами информации об осуществлении общественного контроля, не получили достаточной проработки. Эмпирический анализ. Наиболее существенными недостатками правового регулирования информационного обеспечения общественного контроля являются: разобщенность информационных ресурсов, на которых размещается информация о различных субъектах и формах общественного контроля, что способствует фрагментированию информации и затрудняет ее поиск; отсутствие обязательного перечня информации об общественном контроле, что затрудняет мониторинг информационного обеспечения общественного контроля; недостаточность информационно-правовых гарантий осуществления общественного контроля. Результаты. Предлагаются следующие направления организационно-правового совершенствования информационного обеспечения общественного контроля: осуществить правовую регламентацию создания и функционирования единой государственной информационной системы общественного контроля; включить в текст ст. 8 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» перечень обязательно обнародуемой информации об осуществлении общественного контроля и его результатов; установить дополнительные правовые гарантии доступа к информации об общественном контроле.

Список источников: 
  1. Гриб В. В. Право на получение информации и проблемы его реализации субъектами общественного контроля в Российской Федерации и за рубежом // Российская юстиция. 2015. № 10. С. 16–19.
  2. Букалерова Л. А., Остроушко А. В. Информационноправовое обеспечение общественной оценки деятельности государственных органов // Административное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 732–737. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0595.2015.7.14123
  3. Околёснова О. А. Раскрытие информации как форма обеспечения доступа к информации, составляющей общественный интерес // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5. С. 794–798.
  4. Макарова О. В. Общественный контроль за соблюдением открытости информации о деятельности публичной власти // Журнал российского права. 2017. № 7. С. 54–62.
  5. Бердникова Е. В. Информационное обеспечение общественного контроля в Российской Федерации : системно-правовой анализ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 106–111. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2018-18-1-106-111
  6. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : федер. закон от 21.06.2014 № 212-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (ч. I ), ст. 4213 ; 2018. № 53 (ч. I), ст. 8424.
  7. Околёснова О. А. Информационно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2014. 25 с.
  8. Проект Закона г. Санкт-Петербурга «Об общественном контроле в Санкт-Петербурге» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/law/?d&nd=537995242&nh=0 (дата обращения: 12.05.2019).
  9. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”» // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека : [сайт]. URL: http://president-sovet.ru/documents/read/537/ (дата обращения: 12.05.2019).
  10. О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования : постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1082 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 38, ст. 5620.
  11. Сборник законодательства Алтайского края. 2015. № 230, ч. 1.
  12. Интернет-портал Московской областной Думы. URL: http://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/43329 (дата обращения: 12.05.2019).
  13. Портал правовой информации Республики Татарстан. URL: http://pravo.tatarstan.ru/rus/gossov/zakon.htm/?npa_id=145580 (дата обращения: 12.05.2019).
  14. О дополнительных мерах обеспечения обществен ного контроля : закон Мурманской области от 14.11.2014 № 1781-01-ЗМО. URL: http://docs.cntd.ru/document/423858227 (дата обращения: 12.05.2019).
Поступила в редакцию: 
01.03.2019
Принята к публикации: 
31.05.2019
Опубликована: 
31.08.2019