логистическая система

Портфельный анализ технологий в логистической системе

Введение. В настоящее время, когда на первый план в логистических системах выдвигается требование повышения эффективности, экономии ресурсов,  сокращения издержек на доставку товаров, актуализируется рассмотрение вопросов конкурентоспособности логистических организаций, использующих более выгодные с точки зрения производительности технологии с учетом обеспеченности ресурсами. Теоретический анализ. В статье проведен теоретический анализ портфельного метода исследования технологий, применяемых в логистических операциях и функциях участников цепей поставок, а также подробно рассмотрены этапы и особенности построения матриц портфельного анализа технологий. Результаты. На основе обобщения точек зрения ученых относительно применения портфельного анализа выявлены преимущества портфельного анализа технологий на предприятиях, интегрированных в цепи поставок. По результатам проведенного исследования были обозначены проблемные вопросы, обусловленные спецификой построения портфельных технологических матриц, формулирование критериев которых по технологической аттрактивности и обеспеченности ресурсами позволяет разрабатывать обоснованные стратегии повышения конкурентоспособности предприятий при выполнении логистических операций и функций.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КООРДИНАЦИИ ПОТОКОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Введение. Основной задачей межфункциональной и межор- ганизационной логистической координации при осуществле- нии управления потоками является снижение затрат времени на выполнение полного логистического цикла. Возникновение несогласованности действий при осуществлении межфунк- циональной и межорганизационной логистической коорди- нации приводит к нарушению сроков доставки и повышению непроизводительных потерь. Причина этого кроется в недо- статочной проработанности теоретических и практических во- просов координирования действий участников логистических процессов как на уровне предприятий (межфункциональном уровне), так и на уровне цепей поставок (межорганизацион- ном уровне). В статье изложены методические рекомендации по осуществлению процесса проектирования и функциониро- вания системы межфункциональной и межорганизационной логистической координации, основанные на дифференциро- ванном подходе к анализу процессов логистической системы глобальной экономики. Эмпирический анализ. Процесс построения модели координации потоков логистической системы глобальной экономики основан на разграничении способов мониторинга, целей, задач координационной деятельности по трем уровням: макроуровень (Макро-ЛС/страна), мезоуровень (Мезо-ЛС/цепь поставок), микроуровень (Микро- ЛС/предприятие). Обсуждение результатов. Результатом разработанных авторами методических рекомендаций является предложение использования модели управления потоками логистической системы глобальной экономики, что позволяет сократить затраты времени на осуществление координацион- ной деятельности как на межфункциональном, так и на межорганизационном уровнях.

ОЦЕНКА И ВЫБОР ВАРИАНТА РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ С УЧЕТОМ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Введение. В настоящее время, когда любая деятельность осуществляется в условиях риска и систематически растущей неопределенности, рассмотрение вопросов оценки альтернативных вариантов развития логистических систем становится первоочередной задачей, что предопределяет объективную необходимость поиска средств и алгоритмов реализации про- цесса принятия эффективных управленческих решений, направленных на развитие системы в соответствии с целевыми установками. Теоретический анализ. Неопределенность среды проявляется в ее способности находиться в одном из множества различных состояний, что определяется дестабили- зирующими факторами, оказывающими влияние на параметры и состояние логистической системы. Поставленная проблема- тика может быть решена с помощью теории игр, инструменты которой позволяют выбрать рациональные варианты решений и путей развития, что направлено на реализацию роста по- тенциала логистической системы и достижение ею целевых установок. Критерии, с помощью которых выбирают решения в условиях неопределенности, зависят от степени неопределен- ности информации о среде. Результаты. Результатом пред- ложенного алгоритма выбора варианта развития логистической системы является выбор оптимальной стратегии в условиях неопределенности с использованием критериев Лапласа, Сэ- виджа, Вальда и Гурвица, оценивающих различные аспекты эффективности управленческих решений.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Введение. Первичной задачей транспортного обслуживания материальных потоков внутри страны и в рамках интеграци- онных объединений (Таможенного союза) является доставка товара потребителю согласно требованиям логистики. Нару- шение на практике сроков и стоимости перевозок, несогласо- ванность логистических операций приводят к противоречиям между участниками цепи поставок, невозможности обеспечи- вать нормальные условия для доставки созданной ценности. Одна из причин этого заключается в недостаточной теорети- ческой и практической проработанности вопросов скоордини- рованности планирования сфер логистической деятельности участников цепочки поставки и внутренними подразделени- ями. В статье предлагаются методические рекомендации по формированию базовой модели разграничения компетенций в процессе стратегического планирования на уровнях пред- принимательства в целом и его сфер, основанные на диф- ференциации целей и задач по объектам, функциям и эле- ментам логистической системы. Эмпирический анализ. Процесс планирования представлен комплексным анализом в двумерном пространстве взаимосвязей стратегий, функций, объектов логистической системы, базирующихся на разграни- чении компетенций, целей и задач по стратегическим полям предпринимательства: маркетинг, производство, персонал, организация, финансирование. Обсуждение результатов. Результатом разработанных авторами методических рекомен- даций является предложение применения двумерной матри- цы пространства активностей для реализации процесса стра- тегического планирования, направленного на формирование комплекса мероприятий по достижению целевых показателей транспортного обслуживания.

ЛОГИСТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее время осуществление любой деятельности подвержено действию дестабилизирующих факторов окружающей среды, что снижает конкурентоспо- собность, эффективность бизнес-процессов и, как следствие, достижение запланированного результата, соответствующего поставленной цели. Решение этой проблемы требует поиска новых инструментов, методов, механизмов управления процессом до- стижения целей с использованием логистико ориентированных концепций, что продуцировано целым рядом причин: необходимостью оптимизации управления ресурсопотоками, минимизации затрат и рисков, повышения эффективности и адаптивности деятельности к изменениям окружающей среды. Теоретический анализ. Для получения максимально эффективного результата хозяйственной деятельности логистической системы в силу многоаспектности, многомерности и комплексности процесса управления достижением целей системы необходима разработка механизма управления этим процессом с применением концепции узловых воздействий при управлении ресурсопотоками, которая заключается в управляющем воздействии на узлы пересечения основных ресурсопотоков логистической системы для достижения максимального эко- номического эффекта от хозяйственной деятельности и высвобождения логистической мощности. Результаты. Результатом применения концепции узловых воздействий является оптимизации времени и затрат на управление ресурсопотоками, снижение рисков производственно-хозяйственной деятельности, максимальная адаптация логистической системы к изменениям окружающей среды. Предложенная автором модель механизма управления процессом достижения целей логистической системы на основе концепции узловых воздействий позволит в максимальной степени реализовать поставленные цели, повысить конкурентоспособность и эффективность системы в целом за счет оптимизации процесса поиска ресурсов.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Введение. В современных условиях хозяйствования, когда деятельность субъектов осуществляется в условиях риска и систематически растущей неопределенности, рассмотрение вопросов оптимального управления производственно-сбытовой деятельностью с использованием концептуальных основ логистики становится первоочередной задачей в процессе функционирования сложных систем и принятии управленческих решений. Теоретический анализ. Для повышения эффективности функционирования производственно-сбытовой деятельности (ПСД) хозяйствующих субъектов необходимо учитывать ее свойства, а именно: целостность, сложность иерархической структуры, сложные информационные процессы, множественность целей, динамичность процессов, многофункциональность, инерционность. Логистическое управление ПСД предполагает оптимизацию ее структуры, построение эффективных коммуникаций между ее элементами и внешней средой, оптимизацию всех бизнес-процессов в рамках соответствующей деятельности с целью минимизации затрат, сведения к минимуму коммерческих рисков и учет всей совокупности факторов в управляемой системе, способных оказывать существенное влияние на функционирование всех системных процессов. Результаты. Результатом применения предложенной модели управления производственно-сбытовой деятельностью логистической системы является достижение производственно-технологической, финансово-экономической, социально-экологической и информационно-организационной эффективности, что приведет к повышению конкурентоспособности логистической системы в целом.

МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ СЕРВИСНЫХ КОМПЛЕКСАХ

Введение. Применение интегрированной парадигмы логистики позволяет сформировать единую логистическую систему управления сервисными комплексами социально-культурной сферы. Теоретический анализ. Регулирование сервисного потока как интегратора финансового, материального, информационного потоков целесообразно рассматривать как единое целое – интегрированную систему, реализующую цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя Результаты. Модель обеспечивает синхронизацию информационных, финансовых, материальных потоков путем определения характерных весо- вых категорий, фрагментаций и логистических барьеров. Выводы. Интегрированная система регулирования и контроля потоковых процессов осуществляется при помощи экономико- математической модели динамичной комбинации рынок – потребитель – услуга, что способствует формированию устой- чивых сервисных потоков, обеспечивая высокое качество и адаптивность оказываемых услуг.