интеграция.

МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ

Введение. В современной экономике, когда на первый план по своей актуальности выходят вопросы формирования ее эффективной структуры, обеспечения устойчивого роста и развития, очевидна потребность в критическом разборе моделей эконо- мического роста и всестороннем анализе его факторов. Теоретический анализ. В статье рассматриваются как базовые модели экономического роста, так и новые модели, в которых движущим фактором экономического роста выступают иннова- ции, являющиеся результатом производства такого специфи- ческого сектора современной экономики, как сектор научных исследований и разработок. Обсуждается вопрос взаимосвязи научного, материаль но-вещественного и кадрового потенциалов современной экономики, представляющейся важным фактором ее инновационного развития. Заключение. Отражая сущность общественного производства в динамике, экономический рост на современной фазе развития имеет своим главным фактором инновации, являющиеся продуктом и результатом интеграции интеллектуального и материально-вещественного капитала. Данный факт подтверждается существующими современными моделями экономического роста, устанавливающими функциональную зависимость между ростом производства и научно-техническим прогрессом.

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Введение. В настоящее время функционирование российских торговых сетей, реализующих продовольственные товары, значительно осложнено негативным влиянием продовольственного эмбарго, ростом инфляции и ослаблением рубля. Изменяющиеся факторы внешней среды и усиление конкуренции на рынке продуктов питания оказывают значительное влияние на ранее сложившиеся логистические системы товародвижения рознич- ных торговых сетей, которые потребуют существенной трансформации. Эмпирический анализ. В статье рассмотрены возможные стратегии развития розничных торговых сетей и особенности управления ими на современном этапе с целью преодоления сложившейся ситуации. В ближайшие годы крупные розничные торговые сети будут сокращать издержки за счет оптимизации ассортимента и логистики, активно сотрудничать с новыми поставщиками, развивать форматы «магазин у дома» и «экспресс-ритейл», продолжая открывать новые магазины на освободившихся торговых площадях, развивать собственное производство. Для небольших розничных торговых сетей наиболее предпочтительной стратегией является интеграция. Результаты. Интеграция небольших розничных торговых сетей на современном этапе является одной из наиболее выгодных стратегий, которая позволит произвести трансформацию логистических систем и цепей поставок с целью их оптимизации в соответствии с выбранным форматом и минимизацией издер- жек, произвести реорганизацию инфраструктуры розничной торговой сети, скорректировать ассортимент розничной торговой сети, значительно сократив долю импортных продуктов, найти им альтернативную замену, перестроить взаимоотноше- ния с поставщиками и снизить расходы на управление торговой сетью за счет его централизации.