Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Торосян Р. А., Басова А. В. Юридическое образование как конституционная ценность: проблемы формирования правовой культуры студента // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 78-85. DOI: 10.18500/1994-2540-2022-22-1-78-85

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
342.733

Юридическое образование как конституционная ценность: проблемы формирования правовой культуры студента

Авторы: 
Торосян Рима Андраниковна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Басова Алла Викторовна, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского
Аннотация: 

Введение. Специфика современного профессионального юридического образования неотъемлемо связана с необходимостью формирования правовой культуры юриста, что представляет собой важную конституционную ценность. Основополагающая первостепенная роль юридического образования как конституционной ценности прослеживается не только в процессе формирования правосознания и правовой культуры будущих юристов, но и опосредованно, через реализацию ими профессиональной составляющей: правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В связи с этим формирование профессиональной правовой культуры студента в рамках юридического образования является одним из особо важных аспектов его обучения, а в дальнейшем, при осуществлении профессиональной деятельности, – необходимым условием эффективной реализации российского права. Теоретический анализ. Авторами предпринята попытка всесторонне изучить факторы, влияющие на процесс формирования профессиональных компетенций будущих юристов, в частности морально-нравственной их ориентации, необходимой для служения закону. Эмпирический анализ. Проанализированы профессиональные компетенции, определяющие востребованность на рынке труда выпускников юридических вузов, регламентированные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиями, предъявляемыми к юристам работодателями. Результаты. Авторы приходят к выводу, что тщательно организованная система юридического образования может быть эффективной только тогда, когда в процессе образования студентов воспитывается и формируется правовая культура юриста, с ответственным отношением к долгу служения закону и интересам общества. 

Список источников: 
  1. Шапкина Е. А. Повышение качества высшего юридического образования как этап развития правового государства // Юридическое образование и наука. 2011. № 1. С. 28–31.
  2. Алешина О. А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования и воспитания // Философия права. 2008. № 5 (30). С. 55–57.
  3. Демидов А. А., Третьяков А. Л. Петербургская модель этико-правового образования детей и молодежи : некоторые подходы к процессу формирования правовой культуры личности // Управленческое консультирование. 2016. № 5. С. 164–172.
  4. Бондарь Н. С. Российское юридическое образование как конституционная ценность : национальные традиции и космополитические иллюзии. 2-е изд., доп. М. : Юрист, 2014. 72 c. (Библиотечка судебного конституционализма. Вып. 3).
  5. Кондрашев А. А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации : итоги и перспективы // Lex Russica (Русский закон). 2018. № 1. С. 144–156. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.134.1.144-156  
  6. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598 ; 2021. № 27 (ч. 1), ст. 5150.
  7. Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. : распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 23, ст. 3307.
  8. Демидов А. А., Третьяков А. Л. Сетевая модель центров этико-правового образования и гражданскопатриотического воспитания и центров медиаобразования на базе школьных библиотек : необходимость создания, возможности и реальные перспективы // Медиаобразование. 2016. № 3. P. 16–22.
  9. Третьяков А. Л. Инновационная модель школьного центра правовой и иной социально значимой информации // Бюллетень науки и практики. 2016. № 4. P. 261–267.
  10. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. С. 24–30.
  11. Гранат Н. Л., Панасюк В. В. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11/12. С. 2–8.
  12. Клейменова Е. В., Моралева К. А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1. С. 50–56.
  13. Ромашов Р. А., Тищенко А. Г. Правовая культура : ценностный аспект // Правовая культура. 2006. № 1. С. 7–10.
  14. Зумакулов Б. М., Хубиев Б. Б. Образование как основа правовой культуры граждан // Актуальные проблемы истории, теории и методологии социальной работы : материалы межрегион. науч.-практ. конф. Нальчик : Кабарнино-Балкарский гос. ун-т им. М. Х. Бербекова, 2019. С. 127–134.
  15. Есикова М. М., Бухарина О. А., Сребнев В. А., Терехова Г. Л. Профессиональная этика юриста [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов направлений подготовки 40.03.01, 40.05.01 всех форм обучения. Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2015. 84 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  16. Бугаенко Ю. Ю. Деформация и кризисные явления в правовой культуре современного российского общества // Общество и право. 2007. № 1 (15). С. 67–74.
  17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» : приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 1 3 августа 2020 г. № 1011. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  18. Cohen M. A. Skills and Education for Legal Professionals in the 2020’s. URL. https://www.forbes.com/sites/markcohen1/2020/07/01/skills-and-education-for-legalprofessionals-in-the-2020s/?sh=479112992702  (дата обращения: 05.10.2021).
  19. Тогузаева Е. Н. Роль правового (юридического) диктанта в выявлении уровня правовой грамотности и правовом просвещении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 312–316. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-3-312-316  
  20. Болотова Е. Л. Правовая подготовка педагога в условиях формирования гражданского общества // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 4–9.
  21. Южакова О. В. Некоторые аспекты взаимосвязи правовой культуры и юридического образования // Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном пространстве : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Волгоград : Волгоградский гос. агроун-т, 2018. С. 234–237.
  22. Комкова Г. Н., Тюменева Н. В., Тогузаева Е. Н. Юридизация интернет-пространства как способ повышения информационно-коммуникативной культуры граждан // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 34, № 2. С. 151–155. https://doi.org/10.21779/2224-0241-2020-34-2-151-155
  23. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М. : Совершенство, 1998. 432 c.
  24. Малышева И. В. Правовая культура и правовое образование как основа устойчивости существования и развития современного государства // Государство и право в эпоху глобальных перемен : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. К. Бурякова. Барнаул : Барнаульский юридический ин-т МВД РФ, 2017. С. 245–249.
Поступила в редакцию: 
10.10.2021
Принята к публикации: 
15.11.2021