Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Кондукторова Н. А. Роль пропаганды в популяризации и сохранении общероссийской культурной идентичности соотечественников за рубежом // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 219-225. DOI: 10.18500/1994-2540-2024-24-2-219-225, EDN: WVUUGO

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
342.4
EDN: 
WVUUGO

Роль пропаганды в популяризации и сохранении общероссийской культурной идентичности соотечественников за рубежом

Авторы: 
Кондукторова Надежда Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. В результате проведенной в 2020 г. конституционной реформы Основной закон страны был дополнен новыми нормами. В их числе положения ч. 3 ст. 69 Конституция РФ, которыми закрепляются гарантии поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом. Данной нормой в конституционно-правовой оборот вводится новая категория – «общероссийская культурная идентичность», а поддержка соотечественников в ее сохранении закрепляется в качестве одного из направлений деятельности государства. Пропаганда интерпретируется как один из элементов механизма по сохранению указанной идентичности. Исследование общероссийской культурной идентичности, а также пропаганды в контексте ее сохранения является целью настоящей работы. Теоретический анализ. Термин «идентичность» устойчиво закрепился в отечественном законодательстве и правовой науке. Его содержание варьируется в зависимости от характеристик субъекта – носителя идентичности. Выявлено, что от особенностей основания признания лица соотечественником зависят функции пропаганды, применяемой с целью сохранения его идентичности. Эмпирический анализ. Определено, что в основе общероссийской культурной идентичности соотечественников за рубежом не лежат ни этническая принадлежность, ни отношения гражданства. В основу исследуемого понятия заложен культурный (цивилизационный) код России как страны с многовековой государственностью, богатой историей и многонациональным народом. Пропаганда выступает одним из способов распространения российской ценностно-мировоззренческой модели. Результаты. Роль пропаганды заключается в формировании у соотечественников относительно России позитивного образа будущего. Восходящая конституционализация отношений по оказанию поддержки соотечественникам обусловлена несколькими факторами: приоритетностью данного направления российской национальной политики; признанием исследуемой идентичности юридическим фактом; обоснованием новой категории как подтверждения цивилизационной сущности России на конституционном уровне.

Список источников: 
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416.
  2. Резолюция Общественной палаты Российской Федерации по результатам внеочередного пленарного заседания Общественной палаты Российской Федерации с участием представителей общественных палат субъектов Российской Федерации, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, состоявшегося 10 марта 2020 года // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7 (дата обращения: 08.10.2023).
  3. Зазаева Н. Б. Развитие пропаганды как коммуникативной технологии в современной России // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17, № 4. С. 103–110. https://doi.org/10.22394/1682-2358-2017-4-103-110
  4. Герасимова И. А., Ивахнов В. Ю. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Сервис plus. 2017. Т. 11, № 2. С. 66–76. https://doi.org/10.22412/1993-7768-11-2-9
  5. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52, ст. 7477.
  6. Горлова И. И., Зорин А. Л. Формирование и укрепление общероссийской идентичности и гражданского единства как приоритетные направления современной государственной политики Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 2. С. 5–9. EDN: TGWZDG
  7. Леонтьев Д. А., Савельева О. О. Идентичность // Большая российская энциклопедия : в 30 т. Т. 10. М. : Большая российская энциклопедия, 2008. С. 695–696.
  8. Карепова С. Г., Некрасов С. В., Пинчук А. Н. Пропаганда как метод воздействия на общественное сознание: общий теоретический аспект // Вестник НГУЭУ. 2020. № 4. С. 212–229. https://doi.org/10.34020/2073-6495-2020-4-212-229
  9. Тогузаева Е. Н. Роль правовой пропаганды в укреплении идеологических основ общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 79–84. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2023-23-1-79-84 , EDN: AUKESP
  10. Хайруллина Н. Г. Гражданская идентичность в современной России // Развитие территорий. 2022. № 2 (28). С. 22–27. https://doi.org/10.32324/2412-8945-2022-2-22-27 , EDN: JABSSY
  11. Федякин А. В. Приоритеты государственной культурной политики РФ и императивы укрепления общероссийской национальной идентичности // Вестник Российской нации. 2021. № 4 (80). С. 9–45. EDN: AUVXWC
  12. Филиппова Н. А. Языковая, культурная и религиозная идентичность коренных народов: новые региональные практики обеспечения в Сибири // Мир Большого Алтая. 2019. Т. 5, № 3. С. 431–445. https://doi.org/10.31551/2410-2725-2019-5-3-431-445
  13. Бочарова Е. Е. Этническая и гражданская идентичность личности представителей разных этногрупп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 277–281.
  14. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом : федер. закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 22, ст. 2670.
  15. Матвиенко В. В. Современная пропаганда как система: терминологический аппарат // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 10. С. 294–299. EDN: PUDLDH
  16. Тишков В. А. Нация и национальная идентичность в России // Вестник Российской нации. 2008. № 1 (1). С. 120–128. EDN: KNVNCZ
  17. Марасанова В. М., Багдасарян В. Э., Иерусалимский Ю. Ю., Титова Л. Г., Кудрина С. А. Основы российской государственности: учебно-методический комплекс по дисциплине для образовательных организаций высшего образования. М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2023. 272 с.
  18. О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 28.04.2023 № 138-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2023. № 18, ст. 3215.
Поступила в редакцию: 
05.01.2024
Принята к публикации: 
01.02.2024
Опубликована онлайн: 
31.05.2024