Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Тогузаева Е. Н. Пропаганда бизнес-этики в России: правовые основы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 478-483. DOI: 10.18500/1994-2540-2023-23-4-478-483, EDN: XTEKXQ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
340
EDN: 
XTEKXQ

Пропаганда бизнес-этики в России: правовые основы

Авторы: 
Тогузаева Екатерина Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. В контексте значимости развития российской экономики приобретает особую важность культура деловых коммуникаций субъектов предпринимательской деятельности, повышение которой и стимулирование всячески поддерживается государством, а популяризация предпринимательства и формирование положительного имиджа предпринимателя среди населения становятся важнейшим направлением деятельности по достижению государственных целей и задач, хотя процессы формирования бизнес-этики и правового регулирования пропаганды бизнес-этики в российском законодательстве все еще находятся на этапе активного становления. Теоретический анализ. В современном правовом поле, в первую очередь, нашли отражение пропаганда ценностей конкуренции, пропаганда среди предпринимателей норм социальной ответственности, пропаганда легального предпринимательства и формирования положительного имиджа предпринимателя. Однако все чаще законодатель создает предпосылки для желаемого бизнесом поведения в имеющихся правовых условиях, не закрепляя напрямую «пропаганду бизнес-этики», и примеры из действующего законодательства и правоприменительной практики являются тому подтверждением. Эмпирический анализ. Фрагментарное правовое регулирование пропаганды бизнес-этики как на федеральном, так и на региональном уровнях подчеркивает отсутствие системного подхода к пониманию бизнес-этики, что, в свою очередь, может сказаться на эффективности формирования в дальнейшем добросовестной коммерческой практики. Результат. В правовом поле бизнес-этикуследует рассматривать как понятие комплексное, собирательное и еще развивающееся, включающее отношение к социальной ответственности субъекта предпринимательской деятельности, к коррупции, здоровой конкуренции, соединяющее в себе элементы управленческой этики, корпоративной культуры, этику взаимодействия с государственными структурами, экологической осознанности и др. Введение в правовое поле пропаганды бизнес-этики – закономерный процесс. Эффективной мерой в пропаганде бизнес-этики среди субъектов предпринимательской деятельности остается правовое просвещение, преследующее превентивные цели, причем только в совокупности с мерами поддержки и поощрения такой деятельности в настоящее время, поскольку обеспечение норм деловой этики тесно связано с отсутствием незаконных форм экономической борьбы, с выстраиванием мер экономической безопасности в условиях корпоративной социальной ответственности, неприятия коррупции и др.

Список источников: 
  1. Иванов А. С. Этика бизнеса // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 7. С. 70–73. EDN: LKRBWN
  2. Выступление Владимира Путина на пленарном заседании юбилейного, XXV Петербургского международного экономического форума. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/68669 (дата обращения: 20.04.2023).
  3. Черепанова Н. В. Российская этика бизнеса в контексте национальных особенностей // Вестник науки Сибири. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. № 1 (7). С.163–167.
  4. О Концепции формирования и развития рынка интеллектуальной собственности государств-участников СНГ и Плане мероприятий по ее реализации : решение Совета глав правительств СНГ (Принято в г. Минске 28.10.2016) // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://cis.minsk.by/ (дата обращения: 20.04.2023).
  5. Щербакова Л. Г. К вопросу о государственном регулировании внесудебных и досудебных способов разрешения экономических споров в гражданскоправовой и публичной сфере, возникающих при оптовой торговле сельскохозяйственным сырьем // Вестник Российской правовой академии. 2022. № 3. С. 34–39. https://doi.org/10.33874/2072-9936-2022-0-3-34-39 , EDN: HZXNCE
  6. О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. № 2.
  7. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.06.2022 № Ф01-2372/2022 по делу № А28-4461/2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. № 9.
  9. Клычова Г. С., Салахутдинова Э. Р. Теоретические подходы к формированию корпоративной социальной ответственности бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2022. Т. 25, № 1. С. 45–57. https://doi.org/10.24891/ia.25.1.45 , EDN: XBCCBL
  10. Перечень поручений по итогам пленарного заседания съезда и встречи с членами бюро РСПП (утв. Президентом РФ 29.04.2023 № Пр-872). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. О Кодексе деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (вместе с «Кодексом...», утв. решением совета директоров ОАО «РЖД» от 30.03.2015, протокол № 3) : распоряжение ОАО «РЖД» от 06.05.2015 № 1143р // Экономика железных дорог. 2015. № 7.
Поступила в редакцию: 
12.05.2023
Принята к публикации: 
28.06.2023
Опубликована онлайн: 
30.11.2023
Опубликована: 
30.11.2023