Для цитирования:
Садретдинов О. Е. Новые принципы федерализма: гарантия территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 108-113. DOI: 10.18500/1994-2540-2020-20-1-108-113
Новые принципы федерализма: гарантия территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации
Введение. Статья посвящена анализу конституционно-правового регулирования вопросов российского федерализма, а именно сохранению территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации. Теоретический анализ. Автор рассматривает основные результаты развития событий в Российской Федерации и в иностранных государствах в сфере обеспечения государственного суверенитета. В том числе рассматриваются итоги референдумов о независимости в отдельных странах, попытки введения новых норм международного права, напрямую ограничивающие суверенитет государств, нестабильность обстановки в социально-политических сферах субъектов Российской Федерации, объединение регионов, федеральных округов. Автор формулирует тезис о том, что проблема сохранения территориальной целостности, суверенитета нашей страны весьма актуальна и требует создания механизма его обеспечения. Поскольку в действующем законодательстве недостаточно объема правового регулирования данного вопроса, предложены пути совершенствования Конституции Российской Федерации, а именно закрепление в ней новых принципов федерализма. Результаты. Автор приходит к заключению, что предложенный механизм позволит обеспечить и сохранить территориальную целостность России и надежно гарантировать единство нашего государства. С этой целью автор предлагает включить в Конституцию Российской Федерации новые принципы федерализма, которые в кризисных ситуациях смогли бы обеспечить сохранение территориальной целостности государства и стали бы гарантиями государственного суверенитета. К таким принципам можно отнести следующие: 1) запрет на проведение референдумов с сепаратистскими вопросами; 2) возможность прямого президентского правления; 3) запрет на выход из состава государства (сецессия), в том числе в одностороннем порядке; 4) принцип верховенства национального законодательства над решениями Европейского суда по правам человека, противоречащими Конституции Российской Федерации. Также необходимо предусмотреть механизм, позволяющий исключать обязательное применение решений международных организаций, создающих угрозу государственному суверенитету.
- Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В. В. Лазарев. М. : Спарк, 2001. 670 с.
- Михалева Н. А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М. : Юркомпани, 2010. 366 с.
- Кривушин И. В. Парадоксы шотландской политики : референдум 2014 года // Новая и новейшая история. 2015. № 6. С. 129–143.
- Лексин И. Новые субъекты в составе Российской Федерации : проблемы теории, законодательства и практики его реализации // Федерализм. 2014. № 2 (74). С. 51–62.
- Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа : федер. конституц. закон от 25.03.2004 № 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 13, ст. 1110.
- Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа : федер. конституц. закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 42, ст. 4212.
- Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа : федер. конституц. закон от 12.07.2006 № 2-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 29, ст. 3119.
- Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа : федер. конституц. закон от 21.07.2007 № 5-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 30, ст. 3745.
- О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя : федер. конституц. закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 25.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 12, ст. 1201.
- Бучакова М. А., Жиляев А. В. Перспективы совершенствования законодательства в сфере обеспечения территориальной целостности Российской Федерации // Науч. вестн. Омск. акад. МВД России. 2018. № 2 (69), 2018. С. 34–38.
- Кириенко Г. С. Исключительное ведение субъектов Российской Федерации : конституционно-правовая теория и практика : автореф. дис … канд. юрид. наук. Белгород, 2010. 22 c.
- Какителашвили М. М. Некоторые проблемы современного российского федерализма // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2015. № 8. С. 89–93.
- Толстухин Д. А. Современное международное положение и актуальные проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной сфере // Вестн. границы России. 2017. № 1 (192). С. 49–56.
- Тренин Д., Вебер Ю. Тихоокеанское будущее России : Урегулирование спора вокруг Южных Курил / пер. с англ. М. : Моск. центр Карнеги, 2013. 30 с.
- Желтов М. В. «Пучдемониада» или ещё один великий упущенный шанс Каталонии // ИнтерИзбирком. Аналитический портал о выборах в мире. URL: http://izbircom.com/2018/01/30/ (дата обращения: 30.06.2019).
- Западный В. В. Угрозы в пограничной сфере в условиях полиэтничности государства // Вестн. границы России. 2016. № 6 (191). С. 48–52. 17. Сайкин Ю. Концепция невмешательства ООН // Рос. газ. : [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2007/10/11/oon.html (дата обращения: 30.06.2019).