Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Дерунова Е. А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4. С. 623-629. DOI: 10.18500/1994-2540-2013-13-4-2-623-629

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
339.133.017

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Авторы: 
Дерунова Елена Анатольевна, Институт аграрных проблем РАН
Аннотация: 

Введение. В современных условиях одним из главных направлений повышения эффективности реализации высокотехнологичной продукции, выводимой на рынок инновационным сообществом, является исследование потребительского поведения при выборе данной продукции, факторов, влияющих на этот процесс. Теоретический анализ. В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на потребительское поведение при выборе высокотехнологичных продуктов. Внимание акцентируется на многообразии социально-психологических особенностей и характеристик потребителей и анализе соответствующих данным стимулам и мотивам моделей поведения. Обосновано воздействие факторов на разработку маркетинговых мероприятий по стимулированию сбыта высокотехнологичных продуктов. Обсуждение результатов. На основе анализа факторов внешней и внутренней среды разработаны инструменты психологического воздействия рекламы на потребителя при выборе высокотехнологичной продукции, среди которых психоаналитический метод, метод убеждения, внушения и лингвистического манипулирования. На основании теории архетипа К. Г. Юнга предложена модель шести простых образов-архетипов – мать и младенец, самость, тень, маска, мудрый старец или дух, анима и анимус, которая позволяет выстраивать эффективную рекламную коммуникацию с потребителями. Применение вышеизложенных методик дает возможность искусственно создавать эффект преимущества при стимулировании продаж высокотехнологичной продукции, уникальности или отличительной особенности товара, а также сформировать у человека неосознаваемое им позитивное или негативное отношение к чему-либо, тем самым проектируя необходимый эмоциональный отклик целевой аудитории.

Список источников: 
  1. Дерунова Е. А., Фирсова А. А. Исследование потребительского поведения при выборе высокотехнологичных продуктов на региональном уровне // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 3(1). С. 342–347.
  2. Mehrabian A., Russell J. A. An approach to environmental psychology. Cambridge, MA, USA ; L., UK : MIT Press, 1974. 331 p.
  3. Арташина И. А. Поведение потребителей : учеб. пособие. Н. Новгород : Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2003. 104 с.
  4. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей : пер. с англ. 10-е изд. СПб. : Питер, 2007. 944 с.
  5. Krajbich I., Armel C., Rangel A. Visual fi xations and the computation and comparison of value in simple choice // Nature Neuroscience. 2010. Vol. 13, № 10. Р. 1292–1298.
  6. Киселев В. М. Основные факторы, формирующие поведение покупателей в предприятиях розничной торговли. URL: http://www.marketologi.ru (дата обращения: 05.12.1013).
  7. Шуванов В. И. Психология рекламы : 3-е изд. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 320 с.
  8. Пендикова И. Г., Ракитина Л. С. Архетип и символ в рекламе. М. : Юнити-Дана, 2008. 303 с.
  9. Derunova E., Semenov A. Study of the Problematic Issues of the Raw Material Orientation of the Economy : The Dutch Disease and its Infl uence on Innovative Development // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 25, № 9. Р. 1295–1301.
  10. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К. Г. Архетип и символ. М. : Ренессанс, 1991. 128 с.
  11. Розанова Т. П., Ерошина Н. О. Сравнительный анализ социально-психологических способов рекламного воздействия на потребителя (на примере рекламы парфюмерной продукции) // Инициативы XXI века. 2011. № 3. С. 36–42.