Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Стариков С. С. Конституционные принципы создания федеральных территорий в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 468-476. DOI: 10.18500/1994-2540-2021-21-4-468-476

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
342.24

Конституционные принципы создания федеральных территорий в России

Авторы: 
Стариков Сергей Сергеевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. В ходе конституционной реформы 2020 г. ч. 1 ст. 67 Конституции РФ была дополнена положением о возможности создания федеральных территорий. В связи с этим требуют решения вопросы о том, каким образом конституционная новелла должна соотноситься с принципами федерализма, установленными Конституцией Российской Федерации, и каковы принципы создания федеральных территорий в России. Теоретический анализ. Создание федеральных территорий в Российской Федерации должно проходить при условии неукоснительного соблюдения принципа государственной целостности, принципа равноправия и самоопределения народов России, принципа единства системы публичной власти, принципа приоритета прав и свобод личности, их признания, соблюдения и защиты государством, принципа соответствия целей образования федеральных территорий стратегическим интересам Российской Федерации. Эмпирический анализ. Выявлено, что в действующей редакции ч. 1 ст. 67 Конституции, во-первых, устанавливается возможность создания федеральных территорий как нового вида публично-правовой территории, во-вторых, предусматривается особая организация публичной власти на указанных территориях, отличная от общепринятой и действующей на территории субъектов Российской Федерации, в-третьих, определяется конституционно-правовой механизм их создания: принятие федерального закона. В данной норме не указаны виды федеральных территорий и возможные цели их создания. Эти вопросы полностью отнесены к дискреционным полномочиям российского парламента. Результаты. На основе анализа научной литературы, посвященной проблемам федеральных территорий в России и за рубежом, и законодательства Российской Федерации можно сформулировать определение: федеральная территория – это публично-правовое образование, имеющее особый конституционно-правовой статус, определяемый общегосударственным стратегическим значением, созданное в соответствии с нормативным актом, предусматривающим прямое или опосредованное управление им федеральной властью, определяющим особенности осуществления публичной власти в соответствии с целями создания, дополнительные гарантии и ограничения прав и свобод граждан.

Список источников: 
  1. О федеральной территории «Сириус» : федер. закон от 22.12.2020 № 437-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 52 (ч. I), ст. 8583.
  2. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов. М. : Юрайт-Издат, 2013. 416 с.
  3. Маклаков В. В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть : учебник. 2-е изд. М. : Инфотропик Медиа, 2012. 896 с.
  4. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник. М. : Юристъ, 2008. 608 с.
  5. Нарутто С. В., Шугрина Е. С., Исаев И. А., Алебастрова И. А. Территория в публичном праве. М. : Норма ; Инфра-М, 2013. 320 с.
  6. Нарутто С. В. Конституция, федерализм и единство государственно-правовой системы // Lex russica (Русский закон). 2018. № 11 (144). С. 83–92. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2018.144.11.083-092  
  7. Андриченко Л. В. Конституция и федеративное государство // Конституция Российской Федерации : от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного закона России) / под ред. Т. Я. Хабриевой. М. : ИД «Юриспруденция», 2013. С. 257–274.
  8. АвакьянС. А.Конституционное право России. Учебный курс : в 2 т. М. : Норма ; ИНФРА-М, 2022. Т. 2. 936 с.
  9. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2019. 450 с.
  10. Тхабисимова Л. А. Региональная система организации институтов государственной власти в России : политико-правовой анализ : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 58 с.
  11. Заметина Т. В. Федерализм в системе конституционного строя России : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2010. 55 с.
  12. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке кКонституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 1-З город СанктПетербург // Российская газета. 2020. 17 марта.
  13. Зенин С. С. Система публичной власти в Российской Федерации : новые подходы к правовому регулированию в условиях конституционной реформы // Lex russica (Русский закон). 2020. Т. 73, № 12. С. 42–53. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2020.169.12.042-053
  14. Алексанян С. Р. Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2018. 24 с.
  15. Гунаев Е. А. Принцип равноправия и самоопределения народов в контексте правовой природы республики – субъекта Российской Федерации (на примере Республики Калмыкия) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 2. С. 122–127.
  16. Зохрабян Р. П. Принцип равноправия и самоопределения народов : эволюция содержания в системе принципов международного права // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2009. № 2. С. 61–73.
  17. Каграманов А. К. Принцип равноправия и самоопределения народов в системе основных принципов международного права // Международное право. 2021. № 1. С. 39–52. URL: https //nbpubMLcom/fcary_read_ article.php?id=35071/. https://doi.org/10.25136/2644- 5514.2021.1.35071
  18. Темираев А. В. Принцип территориальной целостности и право народов на самоопределение как принципы российского федерализма //Актуальные проблемы российского права. 2016. № 6 (67). С. 88–93.
  19. Хабриева Т. Я. Современные проблемы самоопределения этносов : сравнительно-правовое исследование. М. : Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2010. 288 с.
  20. О Государственном Совете Российской Федерации : федер. закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 50 (ч. III), ст. 8039.
  21. Советов И. К. Публичная власть в России по Конституции 2020 года // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). C. 43–52.
  22. Султанов Е. Б. Конституционные основы единства публичной власти в Российской Федерации // Ученые записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2020. Т. 162, кн. 2. С. 9–16. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2020.2.9-16
  23. Хабриева Т. Я., Клишас А. А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М. : Инфра-М, 2020. 240 с.
  24. Ветренко И. А., Шевченко С. А. Специфика организации местного самоуправления на отдельных территориях Российской Федерации : политологический анализ // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2020. Т. 7, № 1 (25). С. 131–141. https://doi.org/10.24147/2312-1300.2020.7(1)131-141  
  25. Праскова С. В. К вопросу об обязательности осуществления местного самоуправления в федеральных территориях России // Муниципальное имущество : экономика, право, управление. 2020. № 4. С. 17–21.
  26. Бухвальд Е. М. Федеральные территории как новация политики пространственного развития в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2021. № 3. С. 44–46. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.3.7  
  27. Соколова С. В., Сафарян А. Р. Территории опережающего развития : история формирования в Дальневосточном федеральном округе // Муниципальная академия. 2019. № 1. С. 180–190.
  28. Мархгейм М. В. Конституционные модели федеральных территорий : зарубежный опыт для российских перспектив // Социально-политические науки. 2020. Т. 10, № 3. С. 56–61. https://doi.org/10.33693/2223-0092-2020-10-3-56-61
  29. Валентик О. Н. Федеральные территории как инструмент национальной безопасности // Развитие и безопасность. 2021. № 1. С. 29–41. https://doi.org/10.46960/2713-2633_2021_1_29  
  30. Нифанов А. Н. Территория Российской Федерации : конституционно-правовая теория : автореф. дис. … д-ра юрид наук. Белгород, 2020. 50 с.
  31. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416.
Поступила в редакцию: 
15.07.2021
Принята к публикации: 
16.09.2021