Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Волкодавова Е. В., Горячева Т. В., Жабин А. П., Хансевяров Р. И. Компетентностный подход как основа развития предпринимательских вузов в национальной инновационной системе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 134-141. DOI: 10.18500/1994-2540-2019-19-2-134-141

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.4

Компетентностный подход как основа развития предпринимательских вузов в национальной инновационной системе

Авторы: 
Волкодавова Елена Викторовна, Самарский государственный экономический университет
Горячева Татьяна Владимировна, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.
Жабин Александр Петрович, Самарский государственный экономический университет
Хансевяров Рустам Идрисович, Самарский государственный экономический университет
Аннотация: 

Введение. Интеграция российских предпринимательских университетов в знаниевое геоэкономическое пространство требует формирования компетенций самих вузов и профессорско-преподавательского состава в области предпринимательской деятельности. Теоретический анализ. Исследованы разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков в области теорий предпринимательства в образовательной сфере, рассмотрены теоретические подходы к формированию профиля предпринимательского вуза, основа которого определяется компетенциями кадрового состава. Эмпирический анализ. Изложена авторская версия концепции формирования российского предпринимательского университета, сформулированы и охарактеризованы принципы, определяющие вектор его стратегического развития: ориентации на потребителя, сильного руководителя, коллегиальности, уникальности, непрерывного развития, сильного контроля, диверсификации деятельности. Результаты. Разработан авторский подход к формированию теоретической модели компетенций в предпринимательском вузе, определены формы предпринимательской деятельности современного российского университета для генерации экономических результатов, сформулированы общепрофессиональные компетенции преподавателей и вузов, функционирующих в глобальной среде.

Список источников: 
  1. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris, 1952. 156 p.
  2. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты, предприятия, государство. Инновации в действии. Томск : Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
  3. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М. : Аспект Пресс, 2004. 400 с.
  4. Zeeman E. C. A model for institutional disturbances // Br. Math. Statist. Phsych. 1976. Vol. 29. P. 66–90.
  5. Gibbons M., Limoge C., Nowotn H., Schwartzma S., Scot P., Trow M. The new production of knowledge : The dynamics of science and research in contemporary societies. 1994, p. 1–16. URL: http://www.schwartzman.org.br/simon/gibbons.pdf (дата обращения: 13.03.2019).
  6. Leydesdorff L., Meyer M. The scientometrics of a Triple Helix of University-Industry-Government Relations // Scientometrics. 2007. № 70. P. 2207–2222.
  7. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities : Organizational Pathways of Transformation. (Issues in Higher Education). N. Y., 1998. 164 p.
  8. Ropke J. The Entrepreneurial University : Innovation, Academic Knowledge Creation and Regional Development in a Globalized Economy. N. Y., 1998. 464 p.
  9. Kirby D. A. Creating Entrepreneurial Universities in the UK : Applying Entrepreneurship Theory to Practice // Journal of Technology Transfer. 2005. Vol. 31, iss. 5. P. 599–603.
  10. Gibbs A. D. Sustainability Entrepreneurs, Ecopreneurs and the Development of a Sustainable Economy // Greener Management International. 2009. № 55. P. 63–78.
  11. Gibb A. D., Hannon P. Towards the Entrepreneurial University // International Journal of Entrepreneurship Education. 2006. № 4. P. 73–110.
  12. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопр. образования. 2007. № 1. С. 49–62.
  13. Ашмарина С. И., Плаксина И. А. Роль инновационнопредпринимательской деятельности университета в повышении его конкурентоспособности // Вестн. Университета (Государственный университет управления). 2014. № 12. С. 216–219.
  14. Буняк Н. М. Предпринимательский университет : сущность и особенности формирования // Juvenis scientia. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelskiy-universitet-suschno... (дата обращения: 13.03.2019).
  15. Барыбин А. В., Рогинко Е. В. О мерах повышения конкурентоспособности современного вуза в условиях изменяющегося рынка образовательных услуг // Креативная экономика. 2013. № 12 (84). С. 89–94. URL: https://bgscience.ru/lib/4980/ (дата обращения: 13.03.2019).
  16. Яблецка Ю. Миссия организации и университета : некоторые особенности // Alma Mater (Вестн. Высш. шк.). 2004. № 9. С. 3–16.
  17. Ансофф И. Стратегическое управление. М. : Экономика, 1989. 520 с.
  18. Горячева Т. В., Буренина М. П. Предпосылки и опыт создания университетов предпринимательского типа за рубежом // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 1 (09). С. 37–44.
Поступила в редакцию: 
10.04.2019
Принята к публикации: 
15.05.2019