Образец для цитирования:

Волкодавова Е. В., Горячева Т. В., Жабин А. П., Хансевяров Р. И. Компетентностный подход как основа развития предпринимательских вузов в национальной инновационной системе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 134-141. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-134-141


Рубрика: 
УДК: 
378.4
Язык публикации: 
русский

Компетентностный подход как основа развития предпринимательских вузов в национальной инновационной системе

Введение. Интеграция российских предпринимательских университетов в знаниевое геоэкономическое пространство требует формирования компетенций самих вузов и профессорско-преподавательского состава в области предпринимательской деятельности. Теоретический анализ. Исследованы разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков в области теорий предпринимательства в образовательной сфере, рассмотрены теоретические подходы к формированию профиля предпринимательского вуза, основа которого определяется компетенциями кадрового состава. Эмпирический анализ. Изложена авторская версия концепции формирования российского предпринимательского университета, сформулированы и охарактеризованы принципы, определяющие вектор его стратегического развития: ориентации на потребителя, сильного руководителя, коллегиальности, уникальности, непрерывного развития, сильного контроля, диверсификации деятельности. Результаты. Разработан авторский подход к формированию теоретической модели компетенций в предпринимательском вузе, определены формы предпринимательской деятельности современного российского университета для генерации экономических результатов, сформулированы общепрофессиональные компетенции преподавателей и вузов, функционирующих в глобальной среде.

Список литературы: 

1. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris, 1952. 156 p.
2. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты, предприятия, государство. Инновации в действии. Томск : Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
3. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М. : Аспект Пресс, 2004. 400 с.
4. Zeeman E. C. A model for institutional disturbances // Br. Math. Statist. Phsych. 1976. Vol. 29. P. 66–90.
5. Gibbons M., Limoge C., Nowotn H., Schwartzma S., Scot P., Trow M. The new production of knowledge : The dynamics of science and research in contemporary societies. 1994, p. 1–16. URL: http://www.schwartzman.org.br/simon/gibbons.pdf (дата обращения: 13.03.2019).
6. Leydesdorff L., Meyer M. The scientometrics of a Triple Helix of University-Industry-Government Relations // Scientometrics. 2007. № 70. P. 2207–2222.
7. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities : Organizational Pathways of Transformation. (Issues in Higher Education). N. Y., 1998. 164 p.
8. Ropke J. The Entrepreneurial University : Innovation, Academic Knowledge Creation and Regional Development in a Globalized Economy. N. Y., 1998. 464 p.
9. Kirby D. A. Creating Entrepreneurial Universities in the UK : Applying Entrepreneurship Theory to Practice // Journal of Technology Transfer. 2005. Vol. 31, iss. 5. P. 599–603.
10. Gibbs A. D. Sustainability Entrepreneurs, Ecopreneurs and the Development of a Sustainable Economy // Greener Management International. 2009. № 55. P. 63–78.
11. Gibb A. D., Hannon P. Towards the Entrepreneurial University // International Journal of Entrepreneurship Education. 2006. № 4. P. 73–110.
12. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопр. образования. 2007. № 1. С. 49–62.
13. Ашмарина С. И., Плаксина И. А. Роль инновационнопредпринимательской деятельности университета в повышении его конкурентоспособности // Вестн. Университета (Государственный университет управления). 2014. № 12. С. 216–219.
14. Буняк Н. М. Предпринимательский университет : сущность и особенности формирования // Juvenis scientia. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelskiy-universitet-suschno... (дата обращения: 13.03.2019).
15. Барыбин А. В., Рогинко Е. В. О мерах повышения конкурентоспособности современного вуза в условиях изменяющегося рынка образовательных услуг // Креативная экономика. 2013. № 12 (84). С. 89–94. URL: https://bgscience.ru/lib/4980/ (дата обращения: 13.03.2019).
16. Яблецка Ю. Миссия организации и университета : некоторые особенности // Alma Mater (Вестн. Высш. шк.). 2004. № 9. С. 3–16.
17. Ансофф И. Стратегическое управление. М. : Экономика, 1989. 520 с.
18. Горячева Т. В., Буренина М. П. Предпосылки и опыт создания университетов предпринимательского типа за рубежом // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 1 (09). С. 37–44.

Текст в формате PDF: 
Статус: 
опубликована
Краткое содержание (PDF):