Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Михеева Т. Н., Михеев Д. С. Формы непосредственной муниципальной демократии: грядущие трансформации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 304-309. DOI: 10.18500/1994-2540-2022-22-3-304-309

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
342

Формы непосредственной муниципальной демократии: грядущие трансформации

Авторы: 
Михеева Татьяна Николаевна, Марийский государственный университет
Михеев Денис Степанович, Марийский государственный университет
Аннотация: 

Введение. Предметом исследования стали новеллы проекта федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в части правового регулирования непосредственной муниципальной демократии. Он отличается значительным сокращением имеющихся форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, при этом не предлагая ни одной новой. Хотя в ходе развития государства и общества в России на протяжении двух последних десятилетий появились новые демократические механизмы и инструменты. Эмпирический анализ. Проведен анализ действующих законодательных норм, регулирующих формы прямого народовластия на уровне местного самоуправления, дана правовая оценка сокращению их перечня в названном законопроекте. Выявлена необходимость сохранения в нем института голосования по отзыву выборных лиц местного самоуправления, являющегося одновременно одним из видов муниципально-правовой ответственности. В поисках дополнительных форм непосредственной демократии на местном уровне был рассмотрен институт общественного контроля. Осмысление его целей и задач через призму местного самоуправления показало, что он может выступить эффективным инструментом населения в оценке деятельности муниципальной власти. Результаты. Выводом исследования стало предложение о дополнении форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления, закрепленном в названном законопроекте, новой формой – «общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления».

Список источников: 
  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
  2. Проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». URL: https://sozd.duma.go-v.ru/bill/40361-8 (дата обращения: 12.04.2022).
  3. Комкова Г. Н., Куликова С. А. Вопросы законодательного регулирования эффективности информационного обеспечения общественного контроля // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 294–301. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-3-294-301
  4. Михеева Т. Н. Общественный контроль с позиций конституционного права граждан на участие в управлении делами государства // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10 (95). С. 177–183. https://doi.org/10.17803/19471.2018.95.10.177-183
  5. Троицкая Т. В. Гражданин Российской Федерации – субъект осуществления общественного контроля в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 464–468. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-4-464-468
  6. Широков А. Н., Юркова С. Н. Государственная политика в области местного самоуправления на современном этапе его реформирования и развития // Муниципальная академия. 2018. № 4. С. 68–75.
  7. Антонова Н. А. Конституционная практика муниципальной публичной власти : закономерности и отклонения // Конституционная теория и практика публичной власти : закономерности и отклонения : материалы междунар. науч. конф. / отв. ред. С. А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2015. С. 119–122.
  8. Тепляшин И. Д. Права и законные интересы субъектов общественного контроля : содержание и классификация // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 10. С. 32–35. https://doi.org/10.18572/1812-3767-2021-10-32-35
  9. Об актуальных вопросах муниципального строительства и развития законодательства в сфере местного самоуправления в Российской Федерации : резолюция федеральных экспертных слушаний 24.01.2022. URL: https://pruffme.com/landing/u1139665/op (дата обращения: 12.04.2022).
  10. Нарутто С. В., Шугрина Е. С. Муниципальная демократия : от теории к практике. М. : Юрлитинформ, 2020. 272 с.
  11. Михеева Т. Н., Михеев Д. С. Институт публичных слушаний в контексте принципа гласности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 17–22.
  12. Михеев Д. С., Михеева Т. Н. Роль гласности в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С. 120–123.
  13. Килессо М. А. Субъекты, осуществляющие общественный контроль над деятельностью органов местного самоуправления в России // Административное и муниципальное право. 2015. № 3 (87). С. 237–240. https://doi.org/10.7256/1999–2807.2015.3.14320
  14. Чеботарев Г. Н. Общественный контроль в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 9. С. 45–48.
  15. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : федер. закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (ч. 1), ст. 4213.
  16. Бердникова Е. В. Международные правовые стандарты в сфере общественного контроля // Международное публичное и частное право. 2018. № 4 (103). С. 6–9.
Поступила в редакцию: 
15.04.2022
Принята к публикации: 
28.04.2022