Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Липчанская М. А. Цифровое неравенство в системе местного самоуправления: понятие, критерии, пути преодоления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 52-58. DOI: 10.18500/1994-2540-2024-24-1-52-58, EDN: LPROTZ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
342.523
EDN: 
LPROTZ

Цифровое неравенство в системе местного самоуправления: понятие, критерии, пути преодоления

Авторы: 
Липчанская Мария Александровна, Саратовская государственная юридическая академия
Аннотация: 

Введение. С конца XX – начала XXI в. все сферы социального управления, в том числе публичного, испытывают серьезное влияние современных цифровых технологий, которые, с одной стороны, создают новые возможности для повышения эффективности управленческой деятельности, с другой – несут определенные риски, потенциально провоцируя цифровое неравенство. В статье представлен анализ предпосылок и причин цифрового неравенства муниципальных образований. Выявлены и обобщены критерии такого неравенства. Сделана попытка выяснить отношение органов местного самоуправления и граждан, проживающих и цифровом локдауне, к цифровой трансформации публичного управления и местного хозяйства. Высказаны предложения по нивелированию цифрового неравенства муниципалитетов. Теоретический анализ. Несмотря на то что проблема цифрового неравенства находится в фокусе внимания исследователей уже свыше 20 лет, не существует универсальной интерпретации этого феномена в теоретическом аспекте, отсутствуют единые параметры ее измерения, не выработан алгоритм преодоления. Отмечается, что подходы к пониманию цифрового неравенства и его последствий претерпели серьезные изменения: от беспрепятственного доступа к сети Интернет до запроса человека на пользование цифровыми ресурсами, в том числе и в сфере местного самоуправления. Эмпирический анализ. Проведен анализ нормативно-правового регулирования цифровой трансформации, в результате которого сделан вывод, что в настоящее время преобладает гибкое или «мягкое» правовое регулирование цифровизации публичного управления. Указывается, что специального федерального закона, регламентирующего процесс цифровой трансформации в системе публичного управления и, соответственно, в системе местного самоуправления в Российской Федерации, не принято. Проанализированы критерии по оцениванию цифрового неравенства российских субъектов, возможность и целесообразность их масштабирования на уровень местного самоуправления. Результаты. Показано, что на уровне местного самоуправления цифровое неравенство является актуальной проблемой, имеющей комплексный технологический, социально-экономический, социокультурный и правовой характер. Доказано, что произошла трансформация сути и понимания цифрового неравенства: от проблемы доступа к цифровым технологиям до обеспечения равных условий реализации гражданами своих конституционных прав посредством таких технологий, в том числе права на местное самоуправление. Высказано предложение о специальном программном подходе преодоления цифрового неравенства муниципальных образований.

Список источников: 
  1. Гладкова А. А., Гарифуллин В. З., Рагнедда Массимо. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере Республики Татарстан) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2019. № 4. С. 41–45. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172
  2. Norris P. The digital divide: Civic engagement, information poverty, and the Internet worldwide. Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2001. 304 p. https://doi.org/10.1017/CBO9781139164887
  3. Жеребин В. М., Махрова О. Н. Цифровой раскол между поколениями // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. Серия «Инновационная экономика: человеческое измерение». 2015. № 4. С. 5–9. EDN: UHYAUD
  4. Смирнова О. В. Цифровое неравенство в национальном контексте стран СНГ // Век информации. 2017. № 2. С. 237–238.
  5. Nieminen H. Digital divide and beyond: What do we know of information and communications technology’s long-term social effects? Some uncomfortable questions // European Journal of Communication. 2016. Vol. 31, iss 11. P. 19–32. https://doi.org/10.1177/0267323115614198
  6. Park S. Digital capital. London, UK : Palgrave Macmillan, 2017. 247 p. https://doi.org/10.1057/978-1-137-59332-0
  7. Вартанова Е. Л. Концептуализация цифрового неравенства: основные этапы // Медиа Альманах. 2018. № 5. С. 8–12. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.5.2018.812
  8. Волченко О. В. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 163–182.
  9. Липчанская М. А., Шиндина А. В. Правовое регулирование цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации и странах Азии: сравнительное исследование // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 3. С. 174–189. https://doi.org/10.21685/2072-3016-2023-3-13
  10. Липчанская М. А., Заметина Т. В. Социальные права граждан в условиях использования искусственного интеллекта: правовые основы и пробелы законодательного регулирования в России // Журнал российского права. 2020. № 11. С. 78–96. https://doi.org/10.12737/jrl.2020.134
  11. Трансформация правового регулирования отношений, связанных с применением цифровых технологий в судебной системе и в системе исполнения судебных актов. Ч. 1 / под ред. С. Ф. Афанасьева, В. Ф. Борисовой. М. : Русайнс, 2022. 198 с.
  12. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 05.07.2023).
  13. Брагина Е. М., Орлова Д. С. Преодоление цифрового неравенства в условиях Крайнего Севера (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 3 (51). URL: https://eeeregion.ru/article/5107/ (дата обращения: 05.07.2023).
  14. Дронов В. Н., Махрова О. Н. Цифровое неравенство Рязанской области. СПб. : Изд-во СанктПетербургского ун-та управления и экономики, 2015. 148 с.
  15. В России в 2021 году появится рейтинг цифровой трансформации федеральных ведомств. URL: https://iz.ru/1098931/2020-12-11/v-rossii-v-2021-godupoiavitsia-reiting-tcifrovoi-transformatcii-federalnykhvedomstv (дата обращения: 05.07.2023).
  16. Подготовлен рейтинг цифровой трансформации федеральных министерств. URL: https://rg.ru/2021/01/26/podgotovlen-rejting-cifrovoj-transformacii-federalnyhministerstv.html (дата обращения: 05.07.2023).
  17. Рейтинг руководителей цифровой трансформации федеральных ведомств. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/41694/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f (дата обращения: 05.07.2023).
  18. Стала известна методика оценки деятельности РЦТ субъектов РФ в 2023 году. URL: https://d-russia.ru/stala-izvestna-metodika-ocenki-dejatelnosti-rctsubektov-rf-v-2023-godu.html (дата обращения: 05.07.2023).
  19. Цифровая жизнь российских регионов. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/digital-life-of-russiancities/ (дата обращения: 05.07.2023).
Поступила в редакцию: 
02.10.2023
Принята к публикации: 
20.10.2023
Опубликована онлайн: 
01.03.2024
Опубликована: 
01.03.2024