Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Землянухина Н. С., Кузнецов П. С., Фурсов А. Л. Изменение парадигмы профориентации в условиях постмодерна // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 128-133. DOI: 10.18500/1994-2540-2019-19-2-128-133

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
331.54

Изменение парадигмы профориентации в условиях постмодерна

Авторы: 
Землянухина Надежда Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Кузнецов Павел Сергеевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Фурсов Андрей Львович, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина – филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Аннотация: 

Введение. Показаны противоречия между парадигмой профориентации в индустриальном обществе и современными тенденциями использования человеческого капитала. Теоретический анализ. Выдвинута и обоснована гипотеза о том, что постмодерн изменил саму суть профессионализации и профориентации: в условиях постмодерна выбор профессии должен быть заменен на описание возможных образовательных и профессиональных траекторий и «примерку» человеком этих траекторий на себя. Показано, что постмодернизм изменил роль персонала, значение системы образования. В частности, парадигма профориентации эпохи постмодерна предполагает готовность работника самостоятельно жить и выживать в условиях постоянно обновляющейся реальности, находясь в процессе, не имеющем рамок и конечных результатов. Результаты. Новая парадигма профориентации заключается в постановке перед работниками как на этапе социального старта, так и в течение всей трудовой жизни задачи познакомиться, в том числе на практике, с возможно более широким кругом профессий, специализаций, рабочих мест. Профориентация постмодерна предполагает уход от жесткой рамочной профессии к фокусу на получении и совершенствовании набора компетенций, которые востребованы во многих сферах профессиональной деятельности, исходя из личностных особенностей, склонности и мотивации работника. В результате работник находится в перманентном состоянии «открытия себя» и своих возможностей в новых профессиях для постоянного повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.

Список источников: 
  1. Фурсов А. Л. Система профессиональной ориентации населения в условиях «экономики знаний» // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 340–345.
  2. Малышев Н. Г., Семенов А. В. Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе // Транспортное дело России. 2011. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktorypovysheniya-roli-perso... (дата обращения: 24.02.2019).
  3. Кузнецов П. С., Землянухина Н. С. Глобальные экономические символы постмодерна // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1 (6). С. 3–7.
  4. Иванова С. В. Социально-экономические смыслы образования в эпоху постмодерна // ЭТАП. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-smysly-obrazo... (дата обращения: 24.02.2019).
  5. Расстегаева А. В. Депрофессионализация трудовых ресурсов в современной России // Вестн. Поволж. ин-та управления. 2017. Т. 17, № 3. С. 88–94.
  6. Казун А. П., Пастухова Л. С. Теория и практика применения «Проектного метода» как механизма профессиональной ориентации детей и молодежи // Ценности и смыслы. 2015. № 2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-primeneniyaproektno... (дата обращения: 24.02.2019).
  7. Землянухина Н. С., Кузнецов П. С. Профориентация в эпоху постмодерна // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 92–100.
  8. Фурсов М. А. Проблематика управления человеческими ресурсами в исследованиях и публикациях НИИ «Парадигма» // Профессиональная ориентация. 2017. № 2. С. 257–264.
Поступила в редакцию: 
09.04.2019
Принята к публикации: 
14.05.2019