Образец для цитирования:

Землянухина Н. С., Кузнецов П. С., Фурсов А. Л. Изменение парадигмы профориентации в условиях постмодерна // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 128-133. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-128-133


Рубрика: 
УДК: 
331.54
Язык публикации: 
русский

Изменение парадигмы профориентации в условиях постмодерна

Введение. Показаны противоречия между парадигмой профориентации в индустриальном обществе и современными тенденциями использования человеческого капитала. Теоретический анализ. Выдвинута и обоснована гипотеза о том, что постмодерн изменил саму суть профессионализации и профориентации: в условиях постмодерна выбор профессии должен быть заменен на описание возможных образовательных и профессиональных траекторий и «примерку» человеком этих траекторий на себя. Показано, что постмодернизм изменил роль персонала, значение системы образования. В частности, парадигма профориентации эпохи постмодерна предполагает готовность работника самостоятельно жить и выживать в условиях постоянно обновляющейся реальности, находясь в процессе, не имеющем рамок и конечных результатов. Результаты. Новая парадигма профориентации заключается в постановке перед работниками как на этапе социального старта, так и в течение всей трудовой жизни задачи познакомиться, в том числе на практике, с возможно более широким кругом профессий, специализаций, рабочих мест. Профориентация постмодерна предполагает уход от жесткой рамочной профессии к фокусу на получении и совершенствовании набора компетенций, которые востребованы во многих сферах профессиональной деятельности, исходя из личностных особенностей, склонности и мотивации работника. В результате работник находится в перманентном состоянии «открытия себя» и своих возможностей в новых профессиях для постоянного повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.

Список литературы: 

1. Фурсов А. Л. Система профессиональной ориентации населения в условиях «экономики знаний» // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 340–345.
2. Малышев Н. Г., Семенов А. В. Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе // Транспортное дело России. 2011. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktorypovysheniya-roli-perso... (дата обращения: 24.02.2019).
3. Кузнецов П. С., Землянухина Н. С. Глобальные экономические символы постмодерна // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1 (6). С. 3–7.
4. Иванова С. В. Социально-экономические смыслы образования в эпоху постмодерна // ЭТАП. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-smysly-obrazo... (дата обращения: 24.02.2019).
5. Расстегаева А. В. Депрофессионализация трудовых ресурсов в современной России // Вестн. Поволж. ин-та управления. 2017. Т. 17, № 3. С. 88–94.
6. Казун А. П., Пастухова Л. С. Теория и практика применения «Проектного метода» как механизма профессиональной ориентации детей и молодежи // Ценности и смыслы. 2015. № 2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-primeneniyaproektno... (дата обращения: 24.02.2019).
7. Землянухина Н. С., Кузнецов П. С. Профориентация в эпоху постмодерна // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 92–100.
8. Фурсов М. А. Проблематика управления человеческими ресурсами в исследованиях и публикациях НИИ «Парадигма» // Профессиональная ориентация. 2017. № 2. С. 257–264.

Текст в формате PDF: 
Статус: 
опубликована
Краткое содержание (PDF):