Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Младенова Е. В. Проблема разграничения компетенции федеральных и региональных органов государственного экологического контроля (надзора) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 346-352. DOI: 10.18500/1994-2540-2022-22-3-346-352

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
342.9

Проблема разграничения компетенции федеральных и региональных органов государственного экологического контроля (надзора)

Авторы: 
Младенова Елизавета Вячеславовна, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина – филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Аннотация: 

Введение. Статья посвящена проблеме разграничения компетенции по проведению контрольно-надзорных мероприятий по вертикали – между федеральными и региональными органами исполнительной власти, реализующими функцию экологического контроля (надзора). Теоретический анализ. Разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти в сфере государственного экологического контроля (надзора) является достаточно размытым. Передача большого объема таких полномочий привела к усложнению системы государственного экологического контроля (надзора). Объекты регионального государственного экологического надзора определяются по остаточному принципу без обязательного закрепления их перечня. При этом в законодательстве не предусмотрена возможность передачи осуществления полномочий региональных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды федеральным органам. Эмпирический анализ. На практике нередко имеет место дублирование контрольно-надзорных полномочий в экологической сфере между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, что негативно влияет на эффективность их деятельности. В субъектах РФ отсутствуют специализированные органы, осуществляющие реализацию переданных Российской Федерацией полномочий. Результаты. Сделан вывод об отсутствии эффективного взаимодействия органов экологического контроля (надзора) на всех уровнях государственной власти в силу недостаточной урегулированности данного вопроса в законодательстве. С целью устранения правовых коллизий, упрощения взаимодействия между субъектами обосновывается необходимость: принятия федерального закона «Об экологическом контроле (надзоре)»; разработки и принятия административного регламента взаимодействия федерального и региональных органов экологического контроля (надзора); заключения соглашений об «обратном делегировании» полномочий от органов исполнительной власти субъектов РФ федеральным органам государственного экологического контроля (надзора).

Список источников: 
  1. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. Полный курс. М. : Изд-во Тихомиров М. Ю., 2001. 652 с.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416.
  3. Негодаева Е. Г. Федеральный и региональный экологический надзор на примере Ростовской области : вопросы теории и практики // Юристъ-Правоведъ. 2021. № 2 (97). С. 21–25.
  4. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 26.03.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133 ; 2022. № 13, ст. 1960.
  5.  О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) : постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 (ред. от 26.02.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 28 (ч. 1), ст. 5526 ; 2022. № 10, ст. 1497.
  6. Соколов А. Ю., Лакаев О. А. Региональный государственный контроль (надзор) в контексте правовой политики Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 4. С. 9–19.
  7. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» / отв. ред. Н. И. Хлуденева. М. : ООО «Юридическая фирма Контракт», 2018. 528 с.
  8. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, ст. 5278 ; 2022. № 1 (ч. I), ст. 14.
  9. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 23, ст. 2381 ; 2022. № 18, ст. 3008.
  10. Об охране атмосферного воздуха : федер. закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18, ст. 2222 ; 2021. № 24 (ч. I), ст. 4188.
  11. Ганюхина О. Ю. Правовое регулирование экологического контроля в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 29 с.
  12. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005 ; 2021. № 52 (ч. I), ст. 8973.
  13. Навасардова Э. С. О делегированных полномочиях в области охраны окружающей среды и природопользования // Административное право и процесс. 2007. № 5. С. 40–43.
  14. Вопросы министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области : постановление Правительства Саратовской области от 08.10.2013 № 537-П (ред. от 13.05.2022) // Собр. законодательства Саратовской области. 2013. № 41.
  15. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации : федер. закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 31 (ч. I), ст. 5007 ; 2021. № 50 (ч. III), ст. 8415.
  16. Министерство экономического развития рассмотрит реформу по объединению всех видов экологического надзора в единый. URL: https://www.atomic-energy.ru/news/2021/02/04/111170 (дата обращения: 15.01.2022).
  17. Бутылина Е. В. Земельный надзор и контроль : автореф. … дис. канд. юрид. наук. М., 2016. 27 c.
Поступила в редакцию: 
24.02.2022
Принята к публикации: 
14.03.2022