государственное управление

Проблема разграничения компетенции федеральных и региональных органов государственного экологического контроля (надзора)

Введение. Статья посвящена проблеме разграничения компетенции по проведению контрольно-надзорных мероприятий по вертикали – между федеральными и региональными органами исполнительной власти, реализующими функцию экологического контроля (надзора). Теоретический анализ. Разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти в сфере государственного экологического контроля (надзора) является достаточно размытым. Передача большого объема таких полномочий привела к усложнению системы государственного экологического контроля (надзора). Объекты регионального государственного экологического надзора определяются по остаточному принципу без обязательного закрепления их перечня. При этом в законодательстве не предусмотрена возможность передачи осуществления полномочий региональных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды федеральным органам. Эмпирический анализ. На практике нередко имеет место дублирование контрольно-надзорных полномочий в экологической сфере между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, что негативно влияет на эффективность их деятельности. В субъектах РФ отсутствуют специализированные органы, осуществляющие реализацию переданных Российской Федерацией полномочий. Результаты. Сделан вывод об отсутствии эффективного взаимодействия органов экологического контроля (надзора) на всех уровнях государственной власти в силу недостаточной урегулированности данного вопроса в законодательстве. С целью устранения правовых коллизий, упрощения взаимодействия между субъектами обосновывается необходимость: принятия федерального закона «Об экологическом контроле (надзоре)»; разработки и принятия административного регламента взаимодействия федерального и региональных органов экологического контроля (надзора); заключения соглашений об «обратном делегировании» полномочий от органов исполнительной власти субъектов РФ федеральным органам государственного экологического контроля (надзора).

Особенности внедрения методов проектного управления в деятельность налоговых органов

Введение. Внедрение практики проектного управления в администрациях всех уровней является одной из ключевых задач, которые ставит сегодня государство перед органами исполнительной власти. Однако функциональная структура подразделений государственных органов существенно ограничивает эффективность использования проектного подхода. Возникает необходимость адаптации методов корпоративного проектного менеджмента к строго регламентированной деятельности государственных и местных администраций и служб. Теоретический анализ. В последнее десятилетие Федеральная налоговая служба (ФНС) России показывает весьма впечатляющие результаты по модернизации и оптимизации своей деятельности на основе внедрения принципов проектного управления. Однако применение проектного подхода при выполнении функций и задач налоговых органов регионального и местного уровня имеет свои особенности и ограничения. Эмпирический анализ. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что классические принципы проектного управления не будут высокоэффективны в процессной деятельности должностных лиц территориальных налоговых органов из-за ригидности традиционного подхода к изменениям. Результаты. В условиях высокой неопределенности и постоянных изменений в налоговом законодательстве в территориальных подразделениях Федеральной налоговой службы целесообразно применение гибких методик проектного менеджмента на базе семейства Agile. Преодоление барьеров по адаптации Agile-технологий к деятельности налоговых администраций видится в совершенствовании нормативно-правовой базы и создании методологии внедрения
проектного управления в налоговых органах регионального и местного уровня.

РАЗВИТИЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Введение. Современный этап глобализации характеризуется усилением экономической нестабильности, что требует поиска механизма развития, позволяющего не только минимизировать возникающие экономические риски, но и получать определенные преимущества в изменившихся условиях. Автором делается предположение о том, что в нашей стране решить эту задачу можно, если идти по пути создания экономико-технологической державы. Теоретический анализ. Проведенный анализ структурных сдвигов в глобальной экономике продемонстрировал необходимость изменения конструкции мирового и национального регулирования, не устраивающей абсолютное большинство стран и их объединений. Возникновение новых противоречий и кризисных явлений на национальном и глобальном уровне обусловливает необходимость определения направлений перехода отечественной экономики к устойчивому экономическому росту и формированию хозяйственной системы, которая позволит России стать мировым центром экономического влияния. Эмпирический анализ. Анализ и диагностика экономического роста в Российской Федерации указывают на вхождение отечественной экономики в зону затяжной рецессии. Это предполагает разработку управленческих решений, направленных на ее преодоление и переход к фазе экономического роста на основе модернизации системы государственного управления в условиях новых глобальных вызовов. Результаты. Обоснован системный характер решения существующих задач на базе преобразования фундаментальных основ хозяйственной системы в целях повышения ее динамичности и адаптивности.