информация

Информационно-правовой режим государственных и муниципальных информационных систем

Введение. Государственные и муниципальные информационные системы являются важнейшим инструментом построения платформы электронного правительства и цифровой экономики. Системное изучение и совершенствование их правового обеспечения возможно через призму категории «правовой режим».

Теоретический анализ. Выделяются административные и объектные правовые режимы. Правовой режим информационных систем относится к объектным. Под правовым режимом государственной (муниципальной) информационной системы предложено понимать комплекс взаимосвязанных правовых средств, направленных на достижение требуемого социального эффекта от использования данной информационной системы.

Эмпирический анализ. Структурно правовой режим представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, среди которых могут быть выделены нормативные и ненормативные элементы. Особое значение среди последних имеет цель установления правового режима, принципы института государственных и муниципальных информационных систем. Блок нормативных элементов формируется, в первую очередь, нормами, определяющими правовой статус участников информационных отношений, связанных с созданием и использованием государственных и муниципальных информационных систем.

Результаты. Предложено выделить следующие обязательные нормативные элементы правового режима государственной (муниципальной) информационной системы: цель создания и назначение информационной системы; требования к составу и содержанию ее информационного ресурса; требования к техническому, программному, лингвистическому обеспечению информационной системы; требования к процессам создания информационной системы (включая ввод в эксплуатацию, модернизацию, вывод из эксплуатации); правовой статус поставщиков информации; правовой статус пользователей информации; правовой статус оператора информационной системы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СИСТЕМНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Введение. Настоящая статья затрагивает вопросы, связанные с исследованием роли и значения информации в системе общественного контроля. Изучаются особенности нормативноправового закрепления информационного обеспечения общественной контрольной деятельности, в том числе акцентируется внимание на основных направлениях обмена информацией между субъектами и объектами рассматриваемого вида контроля. Цель. Основная цель работы заключается в исследовании роли и места информации в процессе организации и осуществления общественного контроля. Результаты. Проведен анализ российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с информационным обеспечением обще- ственной контрольной деятельности. Показана практическая реализация принципов открытости и публичности в процессе функционирования как субъектов общественного контроля, так и его объектов. Особое внимание уделено исследованию правового обеспечения доступа к информации о деятельности органов публичной власти, выделены такие его основные направления, как организация работы официальных сайтов, государственных информационных ресурсов, предоставление официальной информации по запросам граждан и организаций, обеспечение доступа на заседания органов публичной власти и т.д. Заключение. В настоящее время в Российской Феде- рации создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая информационную открытость органов публичной власти, что представляется важнейшим и одним из главных условий осуществления общественного контроля. Однако в ряде случаев наблюдаются нарушения требований действующего законодательства, что наиболее часто проявляется в сфере организации работы официальных сайтов органов публичной власти, а потому требуется дополнительный мониторинг соответствия организационной и нормативной составляющих доступа к информации. 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Введение. В условиях информатизации бизнес-структуры претерпевают множество изменений, внедряется много тех- нологических и институциональных инноваций. Внедрение новых технологий в производство, построение новых стра- тегий организации бизнес-процессов (например, в вирту- альном пространстве), а также изменение неформальных правил игры, к примеру, обеспечивающих функционирование виртуальных организаций на основе доверия их участников друг к другу, существенно увеличивают производительность труда и конкурентоспособность современных организаций. Теоретический анализ. Предметом научного анализа яв- ляются социально-экономические отношения, складывающи- еся в процессе реализации институциональных инноваций различных бизнес-структур. Институциональные инновации определяются как новшества в функционировании формаль- ных и неформальных институтов, или правил игры, а также во взаимосвязи между институтами. Под влиянием новых информационных технологий трансформируются различные формальные и неформальные институты. Появляются новые институты, связанные с сетевыми формами организации, такие как электронные биржи, электронные корпоративные рынки, электронные платёжные системы и др. Цель рабо- ты – рассмотреть институциональные инновации развития бизнес-структур в условиях информатизации. Результаты. Выявлены сущность и специфика институциональных инно- ваций в условиях информатизации. Обосновано, что отрасль информационных технологий на современном этапе является одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Благодаря информационным технологиям стало возможным обмениваться информацией на больших рассто- яниях и заниматься бизнесом в разных странах. Доказано, что информационные технологии дают возможность неограничен- ного расширения бизнеса, а также позволяют автоматизиро- вать процесс управления в целом. Важно практическое при- менение институциональных инноваций в процессе развития и совершенствования ИТ-технологий в бизнес-структурах с целью повышения уровня их конкурентоспособности и инве- стиционной привлекательности.

ПРОЯВЛЕНИЕ ФИКТИВНОСТИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТОВАРАХ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

Введение. Изменения экономической системы на совре- менном этапе связаны, прежде всего, с изменениями, предъявляемыми к трудовым ресурсам. В настоящее время в про- изводственной сфере все большую значимость приобретает интеллектуальный труд, который характеризуется когнитивностью. В связи с этим повышается значимость нематериальных товаров, одним из которых является интеллектуальный товар. Он обладает определенными специфическими свойствами, одним из которых является фиктивность. Теоретический анализ. В статье анализируются понятия «знания» и «информация», особенности процесса производства интеллектуальных товаров, в создании которых главным ресурсом являются знания, а также даются основные подходы к определению «фиктивный товар». Результаты. Отмечено, что наблюдается отрыв ценности от стоимости интеллектуального товара, при определении стоимости данных товаров возникают трудности, связанные с оценкой труда при их производстве. На основе анализа различных подходов к понятию «фиктивный товар» определено, что знания обладают свойством фиктивности, а интеллектуаль- ный товар является фиктивным товаром, что и выступает его главной особенностью.

СОДЕРЖАНИЕ ТАЙНЫ ГОЛОСОВАНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Исследование содержания тайного голосования невозможно без определения понятия «тайна голосования». В законодательстве Российской Федерации общеправовое понятие «тайна» не закреплено, в связи с чем в правовой литературе встречается два основных подхода к указанному понятию: тайна как информация и тайна как правовой режим информации. Цель. Основная цель состоит в анализе тайного голосования как правового режима информации. Результаты. В связи с отсутствием законодательного закрепления понятия «правовой режим информации» для его исследования изучены понятия «информация» и «правовой режим». На основе анализа основных элементов правового режима информации сделан вывод о том, что все они присущи тайне голосования. Заключение. Сделаны выводы о содержании тайны голосования, на основании чего определена ценность скрываемых сведений