Для цитирования:
Власенкова Т. А., Морозова С. Н., Цыпин А. П. Влияние кризиса пандемии вируса Сovid-19 на малый и средний бизнес // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 392-397. DOI: 10.18500/1994-2540-2021-21-4-392-397
Влияние кризиса пандемии вируса Сovid-19 на малый и средний бизнес
Введение. На всем протяжении существования Российской Федерации ее экономику непрерывно сотрясают кризисы. Не стал исключением и 2020 год, когда в стране начался ковид-кризис, в результате которого сильно пострадали предприятия сферы услуг. В этой связи считаем, что оценка влияния текущего кризиса на малый и средний бизнес, а также анализ мер государственной поддержки являются актуальными и своевременными задачами, решаемыми экономической наукой. Теоретический анализ. Во всем мире малый и средний бизнес является опорой экономики. Так, в развитых странах их доля занимает более 80%. Повышенное внимание и востребованность данной сферы обусловлены их высокой адаптивностью к кризисным ситуациям, а также вовлечением в бизнес значительного числа работников. Что касается российских реалий, то в начале 1990-х гг. востребованность предприятий данного типа была незначительной, сказывалось наследие Советского Союза в виде крупных монополий, но в процессе трансформации и перехода на цифровую экономику правительство страны формирует инфраструктуру, направленную на поддержку этого сектора. Эмпирический анализ. Ответными мерами на ковид-кризис в развитых странах мира (США, Германия, Италия, Великобритания) стала поддержка предпринимателей в форме беспроцентного кредитования, отсрочки выплат по кредитам и лизингу, пособия для работников. В России, с одной стороны, пакет мер был близок к мировому, но по факту многим предпринимателям не удалось воспользоваться им по причине высокой бюрократии и слабой нормативной и законодательной базы. Результаты. Ковид-кризис в значительной степени ударил по российской сфере услуг, в результате более 3 млн предпринимателей находятся на грани закрытия бизнеса, а часть уже стали банкротами. Отрицательными факторами, усугубившими ситуацию, также стали падение реальных доходов населения, снижение цен на нефть и экономические санкции против России. В результате стечения обстоятельств экономика погрузилась в кризис, и Правительство РФ было вынуждено разработать меры, направленные на поддержание малого и среднего бизнеса, но этих мер недостаточно и предприятия продолжают закрывается. Единственным положительным моментом является переход большинства предприятий на онлайн формат, что приближает переход страны к цифровой экономике.
- Аваков С. Ю., Зимовец А. В. Об эффективности поддержки субъектов предпринимательства органами муниципальной власти // Современная экономика : проблемы и решения. 2019. Т. 7. С. 42–52. https://doi.org/10.17308/meps.2019.7/2156
- Безпалов В. В., Васина Ия. В. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса как инструмент обеспечения экономической безопасности государства в условиях нестабильности // Экономические исследования и разработки. 2020. № 9. С. 104–114.
- Вылкова Е. С. Поддержка экономических субъектов налоговыми способами и методами в зарубежных странах и РФ в условиях коронавируса // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 5. С. 54–64. https://doi.org/10.21209/2227-9245-2020-26-5-54-64
- Дасковский В. Б., Киселев В. Б. Оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности // Экономист. 2017. № 6. С. 64–82.
- Земцов С. П., Чепуренко А. Ю., Баринова В. А., Красносельких А. Н. Новая предпринимательская политика для России после кризиса 2020 года // Вопросы экономики. 2020. № 10. С. 44–67. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-10-44-67
- Иночкина Н. В., Цыпин А. П. Анализ развития малого предпринимательства в Оренбургской области // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12 (ч. 4). С. 282–287.
- Куринова Я. И. Динамика развития сектора МСП в условиях пандемии COVID-19 // Наука и образование : хозяйство и экономика ; предпринимательство ; право и управление. 2020. № 9 (124). С. 11–14.
- Леснова Л. П. Малый бизнес в условиях коронакризиса, тактики адаптации к условиям неопределенности окружающей среды // Финансовые рынки и банки. 2020. № 4. С. 9–14.
- Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. Политика в отношении МСП в РФ : обновление после пандемии? // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 71–95.
- Петровская А. В., Ермакова Ю. С. Малый бизнес в условиях пандемии : проблемы и пути решения // Экономика : теория и практика. 2020. № 2 (58). С. 133–139.
- Степанов Н. С. Почему не работают институциональные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии (коронавирусной инфекции) // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 243–247. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.52.349
- Холопова М. А., Колесников Д. И., Курченко К. К. Эволюция бизнес-моделей в условиях эпидемии Covid-19 : тенденции и перспективы // Финансовая экономика. 2020. № 4. С. 214–216.
- Мудревский А. Ю., Лебедева А. А. Государственная поддержка для малого и среднего бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 // Modern Science. 2020. № 10–2. С. 115–119.
- Титов Д. «Черный лебедь» коронавируса может затормозить мировую экономику // Экономика и жизнь. 2020.№ 8 (9824). URL: https://www.eg-online.ru/article/415569/ (дата обращения: 01.08.2021).
- Генкин А. С. Как спасти бизнес в пандемию : чему учит опыт Европы // Инвест-Форсайт. URL: https://www.if24.ru/kak-spasti-biznes-v-pandemiyu-chemuuchit-opyt-evropy/ (дата обращения: 01.08.2021).