Образец для цитирования:

Комков И. В. Влияние формальных институциональных факторов на динамику внутреннего долга РФ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 125-134. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-125-134


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
338.1+338.001.36
Язык публикации: 
русский

Влияние формальных институциональных факторов на динамику внутреннего долга РФ

Введение. Роль внутренних государственных заимствований в бюджетной политике России стала очень заметной в 2020 г. Актуальность данной темы связана с потребностью бюджета в дополнительных источниках финансирования социальных программ на фоне роста бюджетных расходов на борьбу с новой коронавирусной инфекцией и ее экономическими последствиями. Объемы размещений облигаций федерального займа растут стремительными темпами параллельно с увеличением дефицита российского бюджета. Крайне важно, чтобы механизм формирования и использования внутреннего долга функционировал надежно и эффективно. На эффективность проводимой государством долговой политики оказывает влияние множество факторов: политическое устройство государства, правовые институты, состояние макроэкономической конъюнктуры в стране, качество инфраструктуры. В данном исследовании анализируется влияние формальных институциональных факторов на динамику внутреннего долга, возможности совершенствования долговой политики в современных условиях. Теоретический анализ. В статье раскрывается понятие институтов в контексте внутреннего долга, причинно-следственная зависимость динамики государственных заимствований от функциональных характеристик формальных институтов ее формирующих. Эмпирический анализ. Проведен анализ основных формальных институциональных факторов, а именно: правовые институты, экономическая ситуация в стране, инфраструктура и политическое устройство государства. Результаты. В ходе изучения факторов роста внутреннего долга были выявлены слабые стороны формальных институтов, определяющие динамику государственных внутренних заимствований в современных условиях. Внесены предложения по совершенствованию государственной политики в сфере государственного долга России.

Список литературы: 
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2021). Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Государственный внутренний долг Российской Федерации // Министерство финансов РФ : [сайт]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/ (дата обращения: 24.12.2020).
  3. International Monetary Fund and International Development Association. Debt Sustainability in Low-Income Countries – Proposal for an Operational ramework and Policy Implications. February 3, 2010. URL: http://www.imf.org/external/np/pdr/sustain/2010/020304.htm (дата обращения: 18.12.2020).
  4. Объем госдолга России по итогам 2020 года составит 20,4 трлн рублей. URL: https://tass.ru/ekonomika/9592555#:~:text=МОСКВА%2C%2030%20сентября.%20%2FТАСС,21%2C4%25%20ВВП (дата обращения: 23.11.2020).
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2011. 512 с.
  6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. : Фонд экономической книги, 2013. 190 c.
  7. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, отношенческая контрактация : пер. с англ. СПб. : Лениздат ; SEV Press, 1996. 702 с.
  8. Коуз Р. Фирма, рынок и право : пер. с англ. М. : Новое издательство, 2007. 224 с.
  9. Мешалкин В. П., Петров И. А., Фомченкова Л. В. Основные черты глобализации мировой экономики // Российское предпринимательство. 2002. № 6. С. 25–27.
  10. Агапова И. И. Институциональная экономика : учеб. пособие. М. : Магистр, 2017. 160 c.
  11. Цареградская Ю. К. Теоретико-правовые основы государственного долга Российской Федерации : сущность, содержание и функции // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4. С. 69–76. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2016.65.4.069-076
  12. Рыночной емкости внутренних инвесторов может быть недостаточно для выполнения амбициозной программы государственных заимствований. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2084 (дата обращения: 15.12.2020).
  13. Исследование : 1 млн российских предприятий малого и среднего бизнеса закрылись за год. URL: https://tass.ru/ekonomika/9197739 (дата обращения: 13.12.2020).
  14. Среднесрочный прогноз Банка России по итогам заседания Совета директоров по ключевой ставке 24 апреля 2020 года // Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: http://cbr.ru/Collection/Collection/File/27833/forecast_200424.pdf (дата обращения: 23.12.2020).
  15. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017–2019 гг. // Министерство финансов Российской Федерации : [сайт]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/policy/ (дата обращения: 13.12.2020).
  16. Статистическая информация по клиентам участников торгов фондового рынка Московской биржи // Московская биржа : [сайт]. URL: https://www.moex.com/s719 (дата обращения: 23.12.2020).
  17. Рынок региональных облигаций : причины стагнации. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/1654 (дата обращения: 23.12.2020).
Текст в формате PDF: 
Статус: 
опубликована