Образец для цитирования:

Тюменева Н. В. Стратегия развития информационного общества и информационно-коммуникативной культуры в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 339-345. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-3-339-345


This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
378.14
Язык публикации: 
русский

Стратегия развития информационного общества и информационно-коммуникативной культуры в Российской Федерации

Введение. Интернет-технологии на рубеже XX–XXI вв. коренным образом воздействовали на все сферы общественной жизни, привели к революционному скачку в развитии российской цивилизации. Постиндустриальное общество перешло в качественно новое состояние – информационное общество, которое характеризуется увеличением удельного веса интеллектуального труда, ростом объема научного знания и информации, которые используются в производстве; переходом экономических и социальных функций капитала к информации, которая приобретает многофункциональное значение, становясь продуктом производства, стратегическим ресурсом, объектом коммуникаций и проч. Теоретический анализ. Одновременно с развитием информационного общества формируется и его духовное ядро – специфическая информационно-коммуникативная культура, вбирающая в себя опыт, нормы и практики, идеологии, ценности пользователей сети. Государство, как участник интернет-пространства и центральный субъект информационного обмена, не может стоять в стороне от происходящих процессов и формулирования стратегических ориентиров развития информационного общества. Эмпирический анализ. Политически значимым решением России был переход к информационному обществу, который обеспечивается на основе правовых актов стратегического значения. Правовой базис формирования и развития информационного общества был подготовлен в Стратегии его развития, принятой в 2008 г., а также в Стратегии развития информационного общества в России с 2017 по 2030 г. Оба документа направлены на повышение уровня благосостояния населения, развитие интернет-индустрии, повышение качества государственных услуг, предоставляемых посредством электронных технологий, а также переориентацию социально-экономической сферы. Меры для этого, обозначенные в Стратегии 2017–2030, должны найти конкретизацию на уровне отраслевого и подзаконного законодательства. Результаты. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости государственного управления информационным обществом на основе документов стратегического планирования.

Список литературы: 
  1. Путин : будущее российской цивилизации зависит от успеха в развитии высоких технологий. URL: https://nauka.tass.ru/ (дата обращения: 18.05.2020).
  2. Политические коммуникации : учеб. пособие для студентов вузов / Петрунин Ю. Ю. [и др.] ; под ред. А. И. Соловьева. М. : Аспект Пресс, 2004. 332 с.
  3. Анненкова И. В., Залоило М. В. Новая культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации : право, медиа и национальная идентичность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 3. С. 140–155.
  4. Вся статистика интернета на 2019 год – в мире и в России. URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god... (дата обращения: 10.02.2020).
  5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 (утратила силу) // Рос. газ. 2000. 28 сент.
  6. Тогузаева Е. Н. Технико-юридические приемы закрепления запрета деструктивных видов пропаганды в конституционных актах современных государств // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 35–37.
  7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : утв. Президентом РФ от 07.02.2008 г. (утратила силу) // Рос. газ. 2008. 16 февр.
  8. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : федер. закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 27.12.2017) // Рос. газ. 2009. 13 февр. ; 2017. 31 дек.
  9. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. : утв. Указом Президента РФ от 17.05.2017 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 2901.
  10. Лукина Н. П., Самохина Н. Н. От информационного общества к обществам знания : теория и практика перехода // Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7. С. 9–27.
  11. Об информации, информационных технологиях и защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) // Рос. газ. 2006. 29 июля ; 2019. 31 дек.
  12. Николаев А. И. Государственно-правовые аспекты становления информационного общества в Российской Федерации // Российское государствоведение. 2016. № 1. С. 111–117.
  13. Государство и общество в России : запросы, ожидания, надежды. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8945 (дата обращения: 19.05.2020).
  14. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды : приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 № 649. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.05.2020).
Текст в формате PDF: 
Статус: 
опубликована