Для цитирования:
Землянухина Н. С., Фурсов А. Л. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В РЕГИОНЕ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 3, ч. 2. С. 373-378. DOI: 10.18500/1994-2540-2013-13-3-2-373-378
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В РЕГИОНЕ
Система профессиональной ориентации населения (СПН) считается одним из ключевых факторов формирования цивилизованного рынка труда, обеспечения рациональной занятости, создания условий для повышения качества трудовой жизни трудоспособных граждан. В статье поднимается вопрос оценки качества реализации этой системы на региональном уровне. Теоретический анализ. Выбор системного подхода для анализа вытекает из самого названия системы. СПН предложено рассматривать как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющей вход (ресурсы), выход (цель), связь с внешней средой и обратную связь. На входе СПН находятся трудовые ресурсы, которые на выходе должны приобретать новые качества, позволяющие оптимально сочетать личностные желания и общественные потребности в сфере профессионально-трудовой деятельности. Описание исследования. Нами проведен опрос 11 экспертов, которым было предложено охарактеризовать СПН в Саратовской области по двум параметрам: степени научной, административно-правовой и информационной обеспеченности участия субъектов профориентации и характеру взаимодействия субъектов СПН между собой. Результаты. Итоги исследования показывают, что СПН Саратовской области с позиций системного подхода не является высокоэффективной, поскольку не соблюдается главный принцип системы – целостность. Составляющие ее субъекты профориентации связаны между собою слабо. Наблюдается дисбаланс в научном, административно-правовом и информационном обеспечении деятельности отдельных субъектов профориентации, следовательно, результативность СПН с точки зрения реализации конечной цели низкая. Выводы. Необходимо изучить СПН с позиций междисциплинарного подхода, чтобы создать основу для разработки целевых федеральных программ и федеральной модельной системы профориентации для реализации в субъектах Российской Федерации с учетом региональной специфики, разработать комплекс правовых и управленческих решений для координации взаимодействий субъектов СПН.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004. 304 с.
- Пряжников Н. С. Методыактивизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2002. 400 с.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 383 с.
- Донецкий А. М., Крымова Н. А. Профориентация населения – важное условие эффективной занятости // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Экономика и управление. 2011. № 1. С. 226–228.
- Колесникова О. А., Крымова Н. А., Барковская С. В. Системное управление профориентацией. Воронеж, 2011. 179 с. 6. Дементьев И. В. Профессиональная ориентация : анализ научных подходов // Кiраванне у адукацыi. 2008. № 11. С. 56– 62.
- Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В. С. Стёпина М., 2001. Т. 3. 650 с.
- Винер Н. Кибернетика или управление и связь вживотном и машине : пер. с англ. ; 2-е изд. М., 1983. 344 с.
- Захарова Л. Н. Формирование комплексной системы управления социально-профессиональной ориентацией молодежи // Вектор науки Тольяттинск. гос. ун-та. 2010. № 4(14). С. 218–222.