Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Тугушева Р. Р. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БЛАГО // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 157-163. DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-2-157-163

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
330

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БЛАГО

Авторы: 
Тугушева Рясимя Ригаятьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Образование представляет собой сложный процесс, нацеленный на формирование интеллектуального потенциала как отдельного человека, так и нации в целом. Уровень образования человека, его способность к созданию и освоению новых знаний, которые в последующем создают новые продукты, технологии, расширяют и воспроизводят национальное богатство, позволяют рассматривать образование как интеллектуальное благо. Теоретический анализ. В статье рассматриваются различные теоретико-методологические подходы к определению содержания образовательной услуги, образования как нематериального блага, выявляются специфические характеристики данного блага, отличающие его от традиционных рыночных товаров. Эмпирический анализ. На основе эволюционного подхода определены функциональные характеристики университетов на различных этапах социально-экономического развития. С помощью данных Федеральной службы государственной статистики проведен сравнительный анализ: структуры затрат на производство продукции (работ, услуг); числа образовательных организации высшего образования (на начало учебного года); численности студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Результаты. На основе теоретического анализа и количественного анализа статистических данных сформулировано содержание образования как интеллектуального блага, определены его свойства.

Список источников: 
  1. Шкаратан О. И. Ожидание и реальность. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов // Общественные науки и современность. 2011. № 1. С. 5–24.
  2. Щетинин В. П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 11. С. 12–13.
  3. Малиновская О. П. Перспективы платных образовательных услуг // Народное образование. 1993. № 2. С. 39–43.
  4. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании : учеб. пособие. М. : Интерпракс, 1995. 240 с.
  5. Ченцов А. А. Маркетинг образовательных услуг. URL: http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats/93/avtoref93.htm (дата обращения: 18.01.2017).
  6. Лукашенко М. А. Рынок образовательных услуг : десять лет спустя // Высшее образование в России. 2010. № 1. С. 40–52.
  7. Огурцова Е. В. Условия развития нематериального производства в современной экономике // Конфликты в современном мире : международное, государственное и межличностное измерение : материалы V Междунар. науч. конф. М. : Перо. 2016. С. 355–359.
  8. Рубинштейн А. Я. Экономический кризис и новая парадигма общественной поддержки опекаемых благ // Журнал НЭА. 2015. № 2 (26). С. 264–269.
  9. Рубинштейн А. Я. К теории рынков «опекаемых благ» (научный доклад). М. : ИЭ РАН, 2008. 63 с.
  10. Коренко Ю. М. Развитие рынка образовательных туристских услуг в России : учеб. пособие для бакалавров. М. : РУСАЙНС, 2015. 103 c.
  11. Котельников А. А., Митяева Н. В. Роль опекаемых благ в развитии человеческого капитала инновационного общества // Вестн. СГСЭУ. 2013. № 5 (49). С. 36–39.
  12. Котельников А. А. Проблемы воспроизводства опекаемых благ // Вестн. СГСЭУ. 2011. № 5. С. 34–37.
  13. Богданович О. И., Меркулов А. С., Рупосов В. Л. Роль университетов в развитии экономики // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Экономика. 2015. Вып. 2 (25). С. 15–22.
  14. Огурцова Е. В., Фирсова А. А. Подходы к методологии оценки вклада университета в инновационное развитие региона // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 1. С. 85–90. DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-1-85-90.
  15. Финансы России. 2016 : cтат. сб. М. : Росстат, 2016. 343 c.
  16. Бейзеров В. А. Основные тенденции развития систем высшего образования в начале XXI века // Экономика образования. 2014. № 2. С. 31–37.
  17. Российский статистический ежегодник. М. : Росстат, 2014. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/Main.htm (дата обращения: 18.01.2017).
  18. Горц А. Нематериальное знание, стоимость и капитал. М. : ИД ГУ-ВШЭ, 2010. 209 с.
  19. Тугушева Р. Р. Проявление фиктивности в интеллектуальных товарах в экономике знаний // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 390–394. DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-4-390-394.
  20. Фидря Е. С. Образование как фиктивный товар и культурный капитал : экономсоциологическая критика // Философия образования. 2009. № 3. С. 20–28.
  21. Николаева Е. М., Щелкунов М. Д. Образование в обществе потребления // Философия образования. 2009. № 1. С. 11–19. 

 

Поступила в редакцию: 
18.01.2017
Принята к публикации: 
15.02.2017