Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Трегубов В. Н., Морозов Э. В. МУЛЬТИАГЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАССАЖИРОВ НА ОСНОВЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 197-204. DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-2-197-204

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
519.876.5

МУЛЬТИАГЕНТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПАССАЖИРОВ НА ОСНОВЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА

Авторы: 
Трегубов Владимир Николаевич, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.
Морозов Эдуард Васильевич, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.
Аннотация: 

Методологически важным для совершенствования теории организации городского общественного транспорта является исследование особенностей транспортного поведения пассажиров. В статье с позиций институциональной теории рассматриваются подходы к объяснению побудительных мотивов выбора типа транспортных средств и маршрутов передвижения пассажирами, выполняющими внутригородские перемещения, и описана методология моделирования транспортного поведения методами агентного моделирования. Теоретический анализ. «Транспортное поведение» как понятие принципиально отличается от часто используемого исследователями понятия «транспортная подвижность», так как представляет собой интегральную характеристику побудительных мотивов использования городского общественного транспорта пассажиром. Проведенный с позиций институционального под- хода анализ показал, что выбор вида транспорта и маршрута перемещения обусловлен не только минимизацией стоимости поездки, но и другими факторами, которые необходимо учитывать при описании системы общественных городских перевозок. Эмпирический анализ. Для моделирования был выбран мультиагентный подход. В моделируемой системе были выделены четыре типа агентов (агент пассажира, агент транспортного средства, агент транспортного узла, агент транспортной сети). Для описания жизненного цикла отдельного агента пред- ложена графовая модель перехода состояний агента. Результаты. Разработана концепция многоагентной модели транспортного поведения пассажиров, выделены четыре основных типа агентов, приведено их описание, представлены механизмы их взаимодействия и резервирования. Полученные в ходе моделирования результаты можно использовать для сравнения различных стратегий выбора оптимальных маршрутов для отдельных пассажиров, а также поиска рациональных транспортных маршрутов для городского общественного транспорта.

Список источников: 
  1. Логистика : общественный пассажирский транспорт / под общ. ред. Л. Б. Миротина. М., 2003. 224 с.
  2. Пассажирские автомобильные перевозки / под общ. ред. Л. Б. Миротина. М., 2006. 448 с.
  3. Миротин Л., Игнатенко А., Марунич В. Логистический взгляд на пассажирские перевозки // Логистика. 1998. № 4. С. 31–33.
  4. Vuchic V. R. Urban transit systems and technology. Hoboken, N.J., 2007. 614 p.
  5. Didier van de Velde [et al.]. Contracting in urban public transport. Amsterdam, 2008. 123 p.
  6. Beck A. E. Understanding Urban Sustainability and Quality of Life : A System Dynamics Approach // Bachelor of Science University of Illinois, UrbanaChampaign, 2006. P. 8–10.
  7. Lerner J. Urban Acupuncture : Celebrating Pinpricks of Change that Enrich City Life.Washington, DC, 2014. 160 p.
  8. Jonkers E., Gorris T. Intelligent Transport Systems for Urban Areas. URL: http://www.civitas.eu/sites/default/files/Results%20and%20Publications/civ_pol-not6_its_web.pdf (дата обращения: 05.12.2016).
  9. Serna M., Uribe K. Collaborative autonomous systems in models of urban logistics // Dyna. 2012.Vol. 79. № 172. P. 171–179.
  10. Lagorio A., Pinto R., Golini R. Research in urban logistics: a systematic literature review // Int. J. Phys. Distrib. Logist. Manag. 2016. Vol. 46, № 10. P. 908–931.
  11. Мулеев Е. Ю. «Транспортное поведение», «подвижность» и «мобильность» : к вопросу о концептуализации терминов // Социологический журнал. 2014. Т. 21, № 3. С. 8–28.
  12. Саймон Г. А. Рациональность как процесс и продукт мышления // Thesis. 1993. Вып. 3. С. 16–38.
  13. Вольчик В. В. Институциональная и эволюционная экономика : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2011. 228 с.
  14. Нуреев Р. М. Очерки по истории институционализма. Ростов н/Д, 2010. 415 с.
  15. Карпов Ю. Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с Any Logic 5. СПб., 2009. 390 с.
  16. Ручкин К. А., Данилов А. В. Разработка многоагентной системы для прогнозирования поведения динамической системы в режиме реального времени // Штучний інтелект. 2011. № 4. С. 449–460.
  17. Кравченко Ю. А., Гладков Л. А., Заруба Д. В. Перспективы использования многоагентного моделирования при создании интеллектуальных транспортных систем // Вестн. РГУПС. 2013. № 4. С. 68–73.
  18. Padgham L. [ets.]. Agent Based Modelling of Urban Systems : First International Workshop, ABMUS 2016, Held in Conjunction with AAMAS, Singapore, Singapore, May 10, 2016, Revised, Selected, and Invited Papers. 2016. 224 р.
  19. Duin J. H. R. [ets.]. Towards an Agent-Based Modelling Approach for the Evaluation of Dynamic Usage of Urban Distribution Centers // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012. № 39. P. 333–348.

 

Поступила в редакцию: 
17.01.2017
Принята к публикации: 
14.02.2017