Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Трегубов В. Н., Славнецкова Л. В. Моделирование инновационных процессов на городском транспорте с использованием методов системной динамики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 29-37. DOI: 10.18500/1994-2540-2020-20-1-29-37

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
656.13

Моделирование инновационных процессов на городском транспорте с использованием методов системной динамики

Авторы: 
Трегубов Владимир Николаевич, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.
Славнецкова Людмила Владимировна, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.
Аннотация: 

Введение. Авторами выполнен анализ существующих подходов к изучению инновационных систем, в результате которого было показано, что глубокое и всестороннее исследование механизмов их формирования и функционирования может быть выполнено с использованием методов имитационного моделирования. В процессе разработки модели существующие связи между участниками инновационной системы должны быть систематизированы, а затем количественно и качественно оценены и верифицированы. Теоретический анализ. Построение чистых математических моделей для инновационных процессов достаточно сложно, поэтому в мировой исследовательской практике большое внимание уделяется разработке имитационных моделей, которые позволяют разработать различные сценарии продвижения инновационных технологий, сравнить эти сценарии между собой и выбрать лучший вариант. Авторами систематизированы основные походы к системно-динамическому моделированию инновационных систем. Эмпирический анализ. На практике разработка системно-динамической модели выполняется последовательно. На первом этапе система или изучаемый процесс точно идентифицируются, чтобы определить их потенциальные границы. Модель формируется в виде объектов, связанных друг с другом в рамках установленных границ, и описывает реальное поведение системы. Заключительным шагом является построение графа влияния, который позволяет отразить связи между элементами и определить степень их влияние друг на друга. Результаты. Разработанная авторами концепция системнодинамической модели ориентирована на исследование процесса трансфера инноваций в транспортном секторе. Модель учитывает государственное влияние, размеры и характер инвестиций из различных источников и механизмы формирования информационных связей между участниками транспортного процесса. Практическая реализация модели позволит усовершенствовать механизмы инвестирования, а также исследовать вовлечение университетов в инновационную транспортную систему.

Список источников: 
  1. Castellacci F., Natera J. M. The dynamics of national innovation systems : A panel cointegration analysis of the coevolution between innovative capability and absorptive capacity // Research Policy. 2013. Vol. 42, iss. 3. P. 579–594, DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2012.10.006
  2. Bergek A., Jacobsson S., Carlsson B., Lindmark S., Rickne A. Analyzing the functional dynamics of technological innovation systems : A scheme of analysis // Research Policy. 2008. Vol. 37, iss. 3. P. 407–429. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2007.12.003
  3. Гохберг Л. М., Кузнецова И. А. Инновации в российской экономике : стагнация в преддверии кризиса? // Форсайт. 2009. № 2 (10). С. 28–46.
  4. Зудин Н. Н., Мухлисов Р. Р. Корпоративные инновационные системы в железнодорожной отрасли : страновая специфика и место в основных отраслевых моделях // Инновации. 2017. № 4 (222). С. 93–102.
  5. Rodríguez J. C., Gómez M. Anchor tenants, technology transfer and regional innovation systems in emerging economies : A system dynamics approach // Int. J. Transitions Innovation Systems. 2012. Vol. 2, № 1. P. 14–37.
  6. Shepherd S. P. A review of system dynamics models applied in transportation // Transportmetrica B : Transport Dynamics. 2014. Vol. 2, № 2. P. 83–105. DOI: https://doi.org/10.1080/21680566.2014.916236
  7. Uriona-Maldonado M., Grobbelaar S. S. Innovation system policy analysis through system dynamics modelling : A systematic review // Science and Public Policy. 2019. Vol. 46, iss. 1. P. 28–44. DOI: https://doi.org/10.1093/scipol/scy034
  8. Crespo Márquez A. Dynamic Modelling for Supply Chain Management. L. : Springer, 2010. 297 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-84882-681-6
  9. Si Y., Yang W., Zhou H. A simulation analysis on regional logistics development based on system dynamics : The case of Yunnan province // 2018 5th International Conference on Industrial Engineering and Applications (ICIEA). Singapore, 2018. P. 560–564. DOI: https://doi.org/10.1109/IEA.2018.8387163
  10. Uriona-Maldonado M., Grobbelaar S. S. System Dynamics modelling in the Innovation Systems literature. URL: http://liee.ntua.gr/wp-content/uploads/2018/02/913-System-Dynamics-model... (дата обращения: 10.10.2019).
  11. Uriona-Maldonado М., Pietrobon R., Bittencourt P. F., Varvakis G. J. Simulating Sectoral Innovation Dynamics with Differential Equation Models // 13th Globelics International Conference, At Havana, Cuba. URL: https://www.researchgate.net/publication/293832838_Simulating_Sectoral_I... (дата обращения: 10.10.2019).
  12. Transport Systems of Russian Cities : Ongoing Transformations / Blinkin M., Koncheva E. (eds.). Cham : Springer, 2016. 221 p.
  13. Global Competitiveness Report 2019 : How to end a lost decade of productivity growth // World Economic Forum : [site]. URL: https://www.weforum.org/reports/how-to-end-a-decade-of-lost-productivity... (дата обращения: 10.10.2019).
Поступила в редакцию: 
19.11.2019
Принята к публикации: 
23.12.2019
Опубликована онлайн: 
02.03.2020