Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Шапова А. А. Конституционное право каждого свободно производить информацию: понятие и сущность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 108-113. DOI: 10.18500/1994-2540-2019-19-1-108-113

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
342.727

Конституционное право каждого свободно производить информацию: понятие и сущность

Авторы: 
Шапова Анастасия Андреевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Статья посвящена комплексному анализу конституционно-правового регулирования права каждого производить информацию. Теоретический анализ. Автор рассматривает различные подходы ученых к содержанию права на информацию. В большинстве случаев право на производство информации  рассматривается как правомочие права на информацию. В российском законодательстве отсутствует понятие «производство информации», однако наряду с таковым используются синонимичные понятия, которые отражают суть производства информации, а именно: «изготовление», «создание», «редактирование», «обработка», «формирование», «подготовка» информации. Рассматриваются составляющие конституционной формулировки «каждый имеет право производить информацию». Результаты. Автор отмечает, что право на производство информации можно рассматривать как субъективное конституционное право создавать информационный продукт независимо от формы его представления в процессе творческой, производственной и иной общественно полезной деятельности человека и гражданина, как право изготавливать, обрабатывать, подготавливать и редактировать информационную продукцию с целью тиражирования такой информации. Автор предлагает рассматривать право на производство информации как самостоятельное субъективное право и формулирует собственное понятие конституционного права на производство информации.

Список источников: 
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
  2. Хижняк В. С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1998. 26 с.
  3. Минбалеев А. В. Право на информацию : природа и особенности развития в современном мире // Вопр. управления. 2014. № 4 (10). С. 203–207.
  4. Чеботарева А. А. Теоретико-правовые проблемы законодательного обеспечения информационных прав и свобод // Юридический мир. 2015. № 1. С. 49–53.
  5. Шевердяев С. Н. Право на доступ к информации в России : проблемы теории и законодательства // Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации. М., 2004. С. 217–270.
  6. Федосеева Н. Н. Право граждан на доступ к информации в Российской Федерации // Гражданское право. 2007. № 3. С. 6–11.
  7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (1 ч.), ст. 3448 ; 2018. № 30, ст. 4546.
  8. О средствах массовой информации : закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018) // Рос. газ. 1992. № 32 ; 2018. № 85.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 52 (ч. 1), ст. 5496 ; 2018. № 22, ст. 3040.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954 ; 2018. № 31, ст. 4818.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1 ; 2018. № 32 (ч. 1), ст. 5091.
  12. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ(ред. от 23.11.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031 ; 2015. № 48 (ч. 1), ст. 6680. 
  13. О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 02.05.2015 № 116-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 18, ст. 2619.
  14. Куликова С. А. Конституционный запрет цензуры в России / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2016. 256 с.
  15. Хижняк В. С. Право человека на информацию : Механизм реализации / под ред. В. Т. Кабышева. Саратов, 1998. 68 с.
  16. Куликова С. А. Информационное право России : учеб. пособие. Саратов, 2010. 196 с. 
  17. Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / под ред. И. Л. Бачило. М., 2014. 192 с.
  18. Ожегов С. И., Шведова И. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. 944 с.
  19. Современный толковый словарь русского языка / РАН, Ин-т лингвистических исследований ; авт. проекта и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2003. 960 с.
  20. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. М., 2006. 1136 с.
  21. Большой академический словарь русского языка : в 30 т. Т. 21. СПб., 2012. 630 с.
  22. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы : указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 2901.

 

Поступила в редакцию: 
16.10.2018
Принята к публикации: 
20.11.2018