Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Куликова С. А. НЕДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ: АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 4, ч. 2. С. 703-711. DOI: 10.18500/1994-2540-2013-13-4-2-703-711

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
343.4

НЕДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ: АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Авторы: 
Куликова Светлана Анатольевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. В условиях информационного общества необходимо создание эффективных правовых механизмов обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства, в том числе защиты от распространения недостоверной информации. Цель. Основная цель работы состоит в систематизации видов недостоверной информации, распространение которой представляет особую общественную опасность и потому запрещено российским законодательством. Результаты. Выделяются основные виды недостоверной информации, распространение которой запрещено российским законодательством: недостоверная информация о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; информация, направленная на манипулирование рынком; информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; информация, нарушающая права потребителей; информация, способствующая недобросовестной конкуренции, в том числе недостоверная и недобросовестная реклама; распространение слухов под видом достоверных сообщений. Заключение. Запрет на распространение недостоверной информации содержится в значительном количестве федеральных законов. В то же время в российском законодательстве отсутствуют общие нормы о запрете распространения недостоверной информации. По мнению автора, правовой механизм противодействия распространению вредной информации должен включать в себя не только прекращение правонарушения и привлечение к ответственности, но и распространение (доведение до заинтересованных субъектов) достоверной информации. 

Список источников: 
  1. Минбалеев А. В. Теоретические основания правового регулирования  массовых коммуникаций в  условиях развития  информационного  общества  :  автореф. дис. …  д-ра  юрид.  наук.  Челябинск, 2012. 46  с.
  2. Маурин В. С. Правовой анализ вредной информации в  условиях  информационного  общества  :  автореф. дис. …  канд.  юрид.  наук.  М., 2004. 24  с.
  3. Бачило И. Л.,  Лопатин В.  Н.,  Федотов  М.  А.  Информационное  право.  СПБ., 2005. 723  с.
  4. Кодекс  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  от  30  декабря  2001  г. //  СПС Право.RU. URL: http://docs.pravo.ru/kodeks-koap  (дата  обращения: 03.11.2013).
  5. Уголовный  кодекс  Российской  Федерации  от  13 июня 1996  г.  №  63-ФЗ  //  СПС  Право.RU. URL:http://docs.pravo.ru/kodeks-ugolovniy  (дата  обращения: 03.11.2013).
  6. Об  информации,  информационных  технологиях  и о  защите  информации  :  федер.  закон  от  27  июля 2006  г.  №  149-ФЗ  //  СПС  Право.RU URL: http://docs.pravo.ru/document/view/1161  (дата  обращения: 03.11.2013).
  7. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской  информации  и  манипулированию рынком  и  о  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  :  федер. закон  от  27  июля  2010  г.  №  224-ФЗ  //  СПС  Право. RU. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/4409484  (дата  обращения: 03.11.2013).
  8. О  товарных  биржах  и  биржевой  торговле  :  закон РФ  от  20  февраля  1992  г.  №  2383-1 //  СПС  Право. RU. URL: http://docs.pravo.ru/zakon-o-tovarnyh-birjah  (дата  обращения: 03.11.2013).
  9. Об  организованных  торгах  :  федер.  закон  от  21 ноября  2011  г.  №  325-ФЗ  //  СПС  Право.RU. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/20937803  (дата обращения: 03.11.2013).
  10. О  размещении  заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для  государственных и  муниципальных  нужд  :  федер.  закон  от  21  июля 2005  г.  №  94-ФЗ  //  СПС  Право.RU. URL: http://docs.pravo.ru/zakon-o-goszakupkah  (дата  обращения: 03.11.2013).
  11. Постановление Федерального арбитражного суда  Северо-Кавказского  округа  по  делу №  А53-18611/2012 от  26  декабря  2012  г. //  ГАС  Правосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-fas-severo-kavkazskogookruga-s  (дата  обращения: 03.11.2013).
  12. Решение  Верховного  суда  Республики  Калмыкия по  делу  №  21-2/2012  от  14  февраля  2012  г. //  ГАС Правосудие. URL: https://rospravosudie.com/courtverxovnyj-sud-respubliki-kalmykiya  (дата  обращения: 03.11.2013).
  13.  О  защите  прав  потребителей  :  федер.  закон  от  7 февраля  1992  г.  №  2300-1 //  СПС  Право.RU. URL: http://docs.pravo.ru/zakon-o-pravah-potrebiteley  (дата обращения: 03.11.2013).
  14. О  защите  конкуренции  :  федер.  закон  от  26  июля 2006  г.  №  135-ФЗ  //  СПС  Право.RU. URL: http://docs.pravo.ru/zakon-o-konkurentsii-rf  (дата  обращения: 03.11.2013).
  15. О рекламе :  федер.  закон  от  13  марта  2006  г.  №  38-ФЗ //  СПС  Право.RU. URL: http://docs.pravo.ru/zakon-oreklame  (дата  обращения: 03.11.2013).
  16. Обзор  деятельности  в  области  рекламы  в  государствах-участниках СНГ //  Федеральная антимонопольная  служба. URL: http://www.fas.gov.ru/netcat_files/File/Obzor_dejatelnosti_v_oblasti_reklamy_v_gosudarstvah-uchastnikah  (дата  обращения: 03.11.2013).
  17. Постановление  Пленума  Высшего  арбитражного суда  Российской  Федерации  от  8  октября  2012  г. № 58 «О  некоторых  вопросах  практики  применения арбитражными  судами  Федерального  закона  “О рекламе”» //  Высший  арбитражный  суд  РФ. URL: http://arbitr.ru/as/pract/post_plenum/68264.html  (дата обращения: 03.11.2013).
  18. Результаты  работы  антимонопольных  органов  по пресечению  нарушений  Закона  о  рекламе  в  2011  г. // Федеральная  антимонопольная  служба. URL: http://www.fas.gov.ru/about/list-of-reports/list-ofreports_30053.html  (дата  обращения: 03.11.2013).
  19. Результаты  работы  антимонопольных  органов  по пресечению  нарушений  Закона  о  рекламе  в  2012  г. // Федеральная  антимонопольная  служба. URL: http://www.fas.gov.ru/spheres/advertising.html  (дата  обращения: 03.11.2013).
  20. О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  рекламе»  и отдельные законодательные акты Российской Федерации  :  федер.  закон  от  07  мая  2013  г.  №  98-ФЗ //  СПС  Право.RU. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/38067070  (дата  обращения: 03.11.2013).
  21. О  средствах  массовой  информации  :  закон  РФ  от  27 декабря  1991  г.  №  2124-1 //  СПС  Право.RU URL: http://docs.pravo.ru/search/list  (дата  обращения: 03.11.2013).
  22. Кодекс  профессиональной  этики  российского журналиста  Союза  журналистов  России.  Принят Конгрессом  журналистов  России  23  июня  1994  г. // Общественная  коллегия  по  жалобам  на  прессу. URL: http://www.presscouncil.ru/index.php/teoriya-ipraktika/dokumenty/633-kodeks-professionalnoj-etikirossijskogo-zhurnalista  (дата  обращения: 03.11.2013).
Поступила в редакцию: 
11.01.2013
Принята к публикации: 
05.06.2013
Опубликована: 
30.11.2013