Для цитирования:
Хасан М. Н. Конституционализация природоохранных отношений в России: становление и развитие // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 358-363. DOI: 10.18500/1994-2540-2023-23-3-358-363, EDN: CAWXKX
Конституционализация природоохранных отношений в России: становление и развитие
Введение. Становление и развитие конституционных норм об охране природы и окружающей среды является важным условием формирования благопринятной окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений. Анализ эволюции даннного процесса позволит проследить правовые тенденции в данной сфере и дальнейшие перспективы конституционализации природоохранных отношений. Теоретический анализ. Анализ генезиса конституционализации природоохранных отношений в России показал, что данный процесс пошел по пути признания экологических прав человека и установления экологических обязанностей, что является важной конституционно-правовой мерой, направленной на формирование благоприятной окружающей среды, обеспечение экологических прав граждан, выступает как показатель, демонстрирующий готовность государства обеспечить экологическую безопасность России. Эмпирический анализ. Развитие процесса конституционализации природоохранных отношений в России осуществляется в том числе посредством внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Делается вывод, что данные поправки не будут иметь немедленного положительного эффекта, но все же являются положительной тенденцией конституционализации природоохранных отношений, «экологической инвестицией в будущее», направлены на формирование экологической культуры, закрепление позитивных экологических традиций. Заключение. Несмотря на наличие конституционных положений об охране окружающей среды и ее защите и сформированного на базе конституционных предписаний большого массива экологического законодательства, экологические проблемы в России решить не удается. Делается вывод о том, что Россию, несмотря на юридическое эволюционирование природоохранных отношений до степени их конституционализации, пока нельзя назвать «экологическим государством», поскольку для этого должен быть создан эффективный эколого-правовой механизм реализации конституционных требований в данной сфере.
- Бирюков А. В. Становление понятий «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность» в Российской Федерации // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12, вып. 2 (83). С. 462–469. https://doi.org/10.35775/PSI.2022.83.2.015
- Гуляев Я. А. Предпосылки регулирования охраны природы в процессе исторического развития Российского государства // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 150–155.
- Казанник А. И. Народная охрана природы Сибири = People’s Protection of Siberian Nature : (История. Состояние. Перспективы). Омск : Омский дом печати, 1999. 192 с.
- Шинкарев Л. Сибирь: откуда она пошла и куда она идет : Факты, размышления, прогнозы. М. : Советская Россия, 1978. 462 с.
- Об охране и развитии природных богатств РСФСР : постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20.06.1930 // Собр. узаконений РСФСР. 1930. № 30, ст. 397.
- Об охране природы в РСФСР : закон РСФСР от 27.10.1960. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- Об охране окружающей природной среды : закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060–1 (ред. от 10.01.2002) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 10, ст. 457.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416.
- Боголюбов С. А. Теоретические новеллы конституционной экологии // Спутник высшей школы. 2022. № 5 (10). С. 24–29. https://doi.org/10.55346/27825647_2022_02_24
- Велиева Д. С. Система конституционных экологических прав и обязанностей в Российской Федерации. М. : ДМК Пресс, 2009. 220 с.
- Бринчук М. М. Развитие экологического права в конституционно–цивилизационном аспекте // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 1. С. 14–21. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2019.53.1.014-021
- Боголюбов С. А. Охрана окружающей среды, судебная деятельность, наука // Правосудие/Justice. 2022. Т. 4, № 2. С. 39–59. https://doi.org/10.37399/2686-9241.2022.2.39-59
- Борисов Н. А., Волков В. А. В поисках новой парадигмы: очерк политической экологии. СПб. : Северо-Западный ин-т управления – филиал РАНХиГС, 2014. 144 с.
- Боголюбов С. А. Потенциал экологических норм Конституции России // Журнал российского права. 2018. № 5. С. 16–25. https://doi.org/10.12737/art_2018_5_2
- Экология и право в ХХI веке: теория и практика / под ред. А. П. Анисимова, А. Я. Рыженкова. М. : Юрлитинформ, 2023. 382 с.
- Конституция Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202913 (дата обращения: 23.02.2023).
- Борисов Н. А., Волков В. А. Понятие экологического государства в контексте формирования политической экологии // Управленческое консультирование. 2014. № 2. С. 27–35.
- Конституция Центральноафриканской Республики. URL: http://www.sangonet.com/afriqg/PAFF/Dic/actuC/ActuC19/projet-constitution-RCA-adopte-parCNT-2015.pdf (дата обращения: 23.02.2023).
- О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году. Государственный доклад. М. : Минприроды России ; МГУ имени М. В. Ломоносова, 2022. 685 с