университеты

ТЕХНОПАРК – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Введение. Идея создания и развития технопарков в России является плодотворной и своевременной в силу ее универсаль- ности. Технопарки – это эффективнейший механизм формиро- вания и генерации инновационных предприятий. Теоретиче- ский анализ. Технопарки, являясь субъектами инновационной инфраструктуры, создают условия, благоприятные для разви- тия производственных предприятий научно-технической сфе- ры только при условии наличия оснащенной опытно-экспери- ментальной базы и привлечения высококвалифицированных кадров. В статье рассматриваются особенности создания тех- нопарков в России, в том числе университетских технопарков. Результаты. Анализируется опыт и обосновываются направления развития технопарков в России и Саратовской области. На основании проведенных авторами исследований выявлены основные этапы развития технопарков на мезоуровне (на при- мере Саратовской области). Основное внимание акцентируется на функциональных моделях технопарков, которые раскрывают их значение для национальной инновационной системы. Заключение. Технопарки способны оказать поддержку иннова- торам на всех стадиях инновационного процесса, тем самым они аккумулируют инновационный потенциал регионов и фор- мируют национальную инновационную систему страны

УНИВЕРСИТЕТЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Введение. Усиление роли университетов в развитии регионов в России определяет актуальность проведения исследований, позволяющих выявить направления влия- ния университета на территорию, а также оценить, насколько эффективными являются результаты этого влияния для регионального развития. Теоретический анализ. Классические теории университетов подходят к пониманию социальной роли и места университета особым образом. Традиционные функции университетов прошлого рассматриваются через призму личностного развития, а не потребностей общества в целом. В фокусе современных вузов лежат более широкие проблемы социального развития. Важной характеристикой современных университетов является их постепенная интеграция в жизнь сообществ. Механизмы интеграции университетов в социальное развитие объясняются с позиций различных теоретических моделей, в том числе модели «тройной спирали» Г. Ицковица и модели многоуровнего и многостороннего участия вуза в региональном развитии П. Арбо и П. Бенневота. Методология. В статье рассма- триваются основные положения методологии исследований роли вузов в региональном развитии на основе модели многоуровненого и многостороннего участия университетов в региональном развитии и методы, релевантные подобного рода исследованиям. Заключение. Исследования на основе модели многоуровненого и многостороннего участия университетов в региональном развитии позволяют уточнить понятие третьей роли – российских региональных вузов, скорректировать методологию комплексных качественных исследований их роли в региональном развитии, выявить сети их взаимодействия и применить результаты сетевого анализа взаимодействий университетов для целей стратегического развития вузов с учетом потребностей социально-экономическо- го развития территорий их локализации.