социально-экономическое развитие

Межрегиональные диспропорции социально-экономического развития сквозь призму базовых теорий региональной экономики

Введение. Социально-экономическое развитие России характеризуется наличием межрегиональных диспропорций, которые приводят к дестабилизации единого экономического пространства, кризисным явлениям и экономическим потерям. Теоретический анализ. В статье изложены основные идеи некоторых базовых теорий региональной экономики в части обоснования межрегиональных диспропорций социально-экономического развития. Показано, что данные теории  должны лежать в основе понимания существования естественного, непреодолимого фактора диспропорций территориального развития и социального неравенства, который связан с конкурентными преимуществами, местонахождением хозяйственной деятельности и форм расселения в экономическом пространстве. Доказывается, что межрегиональные диспропорции социально-экономического развития приводят к неэффективному использованию экономического пространства и образованию в регионах локальных рынков, характеризующихся существенными различиями. Результаты. Обращение к теоретическому наследию региональной экономики с целью поиска объективных причин и выявление тенденций и неравномерного социально-экономического развития регионов в современной России позволит выбрать правильную стратегию управления региональным развитием и минимизировать негативные последствия межрегиональной дифференциации.

ДИНАМИКА РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС

Введение. Социально-экономическое развитие общества обусловлено взаимосвязью экономической и образовательной составляющих национальных систем, которые опре- деляют условия накопления интеллектуального потенциала стран. Устойчивое и посту- пательное развитие стран во многом определяется состоянием системы образования. Теоретический анализ. Государственные расходы на образование способствуют эко- номическому росту страны за счет развития человеческого капитала. Потенциальные выгоды образования можно разделить на экономические и социальные, общественные и частные. Эмпирический анализ. В странах ЕАЭС уровень государственных расходов на образование существенно дифференцирован как в абсолютных, так и в относительных показателях. Отмечается положительная корреляция между уровнем расходов на образо- вание и индексом уровня образования в государствах-членах ЕАЭС. Результаты. Значи- тельная дифференциация показателей расходов на образование в странах Союза приво- дит к необходимости учета при оценке эффективности расходов на образование не только доли расходов от ВВП и от консолидированного бюджета, а также абсолютных значений расходов, но и ряда других факторов: численность и доля обучающихся, охват молодежи программами среднего профессионального и высшего профессионального образова- ния, количество образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, коэффициент выпуска специалистов, уровень грамотности и проч.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Эффективность управленческих мероприятий и успешное достижение важнейших целей социально-экономического развития в значительной степени зависят от грамотного анализа и оценки ситуации, планирования будущих действий. Методика. В результате проведенной научной работы сформирован комплекс целевых индикаторов, использование которых является необходимым при формировании стратегии социально-экономического развития. Он включает: темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП), уровень безработицы, уровень инфляции, объемы чистого экспорта в ВВП, доля в ВВП инвестиций в основной капитал, эффективность затрат на технологические инновации. Проведена комплексная оценка и корреляционный анализ информации о перечисленных показателях. Теоретический анализ. Обоснована необходимость применения предложенной системы показателей, выступающих в качестве важнейших индикаторов состояния и развития экономики. Предложено понятие «целевой индикатор», которое ранее не было сформулировано в экономической науке. Представлена модель целевых индикаторов, позволяющая определить динамику экстенсивного и интенсивного экономического роста и влияние на него уровня автоматизации. Сформирована методика расчетов показателей по предложенной модели и представлены осуществленные по ней расчеты. Заключение. Результаты представленной работы позволяют много- факторно определить взаимосвязь и взаимозависимость основных макроэкономических показателей развития экономики, осуществлять прогнозы их дальнейших значений. По представленной модели имеется возможность проследить основные тенденции развития экономики.