политические партии

Правовые проблемы взаимодействия государства и политических партий в современной России

Введение. В статье обосновано суждение о недостаточной урегулированности вопроса взаимодействия государства и политических партий: в законе детально не закреплены ни принципы, ни формы, ни порядок, ни сферы взаимодействия политических партий с государством. Отсутствует механизм учета и внедрения рекомендаций и предложений политических партий в государственно-управленческую сферу, что делает невозможным реальное влияние политических партий на государственную политику. Между тем законодательство о политических партиях содержит требования, предъявляемые к созданию, деятельности партий, а также прописана система государственных гарантий в информационной, финансовой и иных сферах.

Цель. Цель работы состоит в обосновании идеи о том, что о паритетных началах во взаимодействии государства и политических партий говорить не приходится, скорее – об одностороннем воздействии государства на партии.

Теоретический анализ. Законодательная регламентация взаимодействия партий и государства закреплена лишь в ст. 10 ФЗ РФ «О политических партиях» в форме запрета взаимного влияния на деятельность друг друга, что явно не достаточно для эффективного сотрудничества. А именно оно должно быть условием полноценного развития политической и государственно-правовой систем. Отсутствие четко прописанных принципов, форм и методов взаимодействия государства и политических партий привело, во-первых, к воздействию государства на политические партии, прежде всего, через систему финансово-информационных ресурсов, предоставляемых партиям, участвующим в выборах, а во-вторых, к выборочному контролю за деятельностью политических партий, что приводит к неравенству фактического положения последних.

Выводы. Анализ российского законодательства показал, что многоаспектная цель создания и деятельности политических партий в России не может быть реализована, поскольку во взаимодействиях с государством политические партии находятся в подчиненном положении, поскольку действенных гарантий и механизмов влияния на государственно-правовую жизнь не имеют.

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

Введение. Статья посвящена исследованию вопросов и воз- можностей участия граждан в управлении делами государства посредством активизации деятельности политических партий на местном уровне. Цель. Основная цель состоит в анализе нормативной и организационной основ повышения активно- сти политических партий на местном уровне публичной вла- сти, обеспечивающей реализацию права граждан на участие в управлении делами государства. Результаты. Исследованы российское законодательство, практика участия партий при решении вопросов местного уровня в западных странах и странах СНГ, проанализирована степень активности россий- ских политических партий на местном уровне. Показано, что возможности участия граждан в управлении делами государ- ства расширяются за счет увеличения количества выборных должностей на местном уровне. Как раз в этом процессе и должны проявить свою активность политические партии, чья деятельность – средство реализации указанного права граждан. Заключение. Сделаны выводы о том, что активность политических партий на местном и региональном уровнях не является удовлетворительной и не отвечает приоритетам развития гражданского общества и политической системы; о возможности повышения эффективности деятельности по- литических партий и реализации права граждан на участие в управлении делами государства на основе принципов, заложенных в Конституции РФ и законодательстве о политических партиях; сформулирован возможный перечень вопросов, при решении которых политические партии могли бы играть одну из главных ролей.