государственно-частное партнерство

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье сформулированы ключевые направления решения проблем инвестирования инновационной деятельности в проектах государственно-частного партнерства и развития его механизмов в области государственной поддержки, нормативно-правовой базы, организационно-экономических механизмов, финансовых инструментов и кадрового обеспечения.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

В статье обсуждаются теоретические и методологические вопросы, связанные с применением и финансированием государственно-частного партнерства. Раскрыта экономическая природа ГЧП, исследованы нормативно-правовые основы сотрудничества государства и бизнеса; предложено определение понятия государственно-частного партнерства; выделены формы и определен инструментарий финансирования проектов ГЧП. По мнению автора, из существующих инструментов финансирования проектов ГЧП наиболее привлекателен для бизнеса Инвестиционный фонд РФ как источник «живых» денег.

Законодательство как фактор развития государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий

Введение. Государственно-частное партнерство (ГЧП) в мировой практике зарекомендовало себя как эффективный инструмент взаимодействия бизнеса и власти при реализации социально значимых проектов. Государство получило возможность привлечения частного инвестора для решения стратегических задач социального развития. Сфера информационных технологий (ИТ) не стала исключением. В условиях глобализации и цифровизации экономики развитие сферы информационных технологий становится весьма и весьма актуальным, поскольку определяет уровень информационной безопасности и развития страны в целом. Теоретический анализ. Главным методом исследования послужил анализ основных законов, регламентирующих государственно-частное партнерство в ИТ-сфере как в России, так и за рубежом, который позволил определить различия в ГЧП-законодательстве разных стран. Эмпирический анализ. Анализ законодательства разных стран в сфере государственно-частного партнера применительно к ИТ-отрасли позволил разделить страны на четыре группы в зависимости от особенностей и уровня его развития. Для первой группы стран характерны отсутствие закона о ГЧП на уровне государства, применение международных норм права и наличие методических рекомендаций в сфере ГЧП. Во второй группе страны имеют фундаментальный закон о ГЧП без конкретизации сфер его применения, либо список сфер сформирован и в него входит ИТ-отрасль. В третьей группе есть общий закон о ГЧП с перечнем конкретных сфер, в который не входит сфера информационных технологий. В последней группе стран законодательства о ГЧП нет. Результаты. Авторами выявлены проблемы законодательства в сфере государственно-частного партнерства применительно к ИТ-проектам. В частности, определено, что российские законы в сфере ГЧП обладают сравнительно большей конкретикой в отношении ИТ-проектов, чем зарубежные, однако это далеко не всегда идет во благо, создавая искусственные ограничения для развития данного механизма привлечения частного партнера к финансированию ИТ-проектов, значимых для общества. Выделенные недостатки российского законодательства позволят при их устранении повысить эффективность и управляемость ГЧП-проектами в ИТ-сфере.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В ОБЛАСТИ НАУК О ЖИЗНИ

Введение. Вопросы практического применения открытий в области наук о жизни, в частности геномики, все больше привлекают к себе внимание и в настоящее время поставили на повестку дня вопрос о создании инновационных кластеров в области геномики. Теоретический анализ. В статье исследуются вопросы возможности и целесообразности создания кластеров в области наук о жизни. На основе имеющегося зарубежного опыта создания сетевых структур в области исследований наук о жизни в ведущих научных центрах исследованы особенности создания кластеров геномики и выявлены основные условия их успешного функционирования. Обсуждение результатов. В процессе исследования дана оценка роли участия государства в создании таких кластеров, а также важность государственно-частного партнерства в их развитии. Отмечено, что особо важным полем государственной поддержки процесса кластеризации в области геномики является создание с помощью государства единого согласованного и доступного источника данных.

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МЕЗОЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ

Введение. В течение последних лет во всем мире наблюдается тенденция налажива- ния эффективного сотрудничества государства и бизнеса в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, автодорожное, железнодорожное, коммунальное хозяйства) в рамках концепции государственно-частного партнерства (ГЧП). Особое место в инфраструк- турной сфере занимает транспортная отрасль, образующая основу всей экономической системы. В настоящее время результативность ГЧП недостаточно высока из-за отсутствия модели эффективного институционального взаимодействия государственных и частных компаний, механизмов сопряжения интересов государства и бизнес-структур на уровне региона, а также изучения тенденций развития взаимосвязей государствен- ных и частных транспортных компаний в современной бизнес-среде. Теоретический анализ. Проведенный теоретический анализ контекста употребления термина «госу- дарственно-частное партнерство» показывает, что в общем виде ГЧП представляет собой различные формы взаимодействия государства и предприятий частного бизнеса. Эмпирический анализ. Процесс развития государственно-частного партнерства представлен в виде логической последовательности мероприятий, реализация которых позволит активизировать деятельность транспортных предприятий по повышению качества пассажирских перевозок, расширить масштабы и увеличить результативность процесса управления пассажирскими перевозками в мезологистической системе на основе укрепления экономических связей государства и бизнес-структур. Результаты. Итогом проведенных авторами исследований по определению направлений развития государственно-частного партнерства является разработка комплекса мероприятий, реализация которых позволит активизировать деятельность транспортных предприятий по повышению качества пассажирских перевозок, расширить масштабы и увеличить ее результативность в мезологистической системе на основе укрепления экономических связей государственных и бизнес-структур.

СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Введение. Государственно-частное партнерство является одним из действенных механизмов эффективного развития рыночной экономики для привлечения ресурсов и капиталов частного бизнеса к финансированию общественного сектора экономики, осуществлению крупных проектов развития инфраструктуры, внедрению наукоемких технологий. Теоретический анализ. На основании исследования различных точек зрения, существующих в мировой научной литературе и практике государственного управления экономикой, в статье предложено определение ГЧП как особой системы сотрудничества между публичной властью и частным сектором, неотъемлемыми атрибутами которой являются институционально определенные национальные модели, формы, схемы и механизмы установления и реализации конкретных организационно-экономических и имущественно-хозяйственных отношений, присущих им видов деятельности и социальных ролей, осуществляемых в общественных интересах на условиях, экономически и социально выгодных для всех участников таких отношений. Результаты. Отсутствие общепринятого и четко законодательно определенного подхода к трактовке понятия ГЧП, неразвитость законодательной базы, а также практика и традиции государственного управления являются существенными барьерами на пути развития механизма ГЧП в России. Для развития ГЧП выявлена необходимость изме- нения системы стратегического и долгосрочного финансового планирования со стороны государства, разработка и внедрение системы гарантирования инвестиций частного сектора, вложенных в объекты государственной собственности, разработка системы мониторинга проектов ГЧП, инструментария оценки их экономической эффективности, совершенствова- ние законодательной базы, эффективное взаимодействие партнеров – государства и бизнеса.