дискриминация

Запрет дискриминации по признаку «отношение к религии» – гарантия реализации конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии в Российской Федерации

Введение. Статья посвящена рассмотрению запрета дискриминации по признаку «отношение к религии» в контексте содержания конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии. Обсуждение. Автором статьи предпринята попытка определить правовую природу запрета дискриминации по признаку «отношение к религии». Проведен анализ законодательства Российской Федерации на предмет наличия рассматриваемого запрета на дискриминацию. Исследованы решения Европейского суда по правам человека о дискриминации религиозного вероучения. Определен состав субъектов и объектов дискриминации по признаку «отношение к религии», перечислены формы и методы такой дискриминации. Заключение. Определен характер запрета дискриминации по признаку «отношение к религии» в контексте конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии. Отмечено различие в разрешении судебных споров о дискриминации по признаку «отношение к религии» в международной и российской судебной системах.

Равенство полов в сфере семейных правоотношений

Введение. Статья посвящена комплексному анализу конституционно-правового регулирования равенства прав и обязанностей мужчин и женщин в сфере семейных правоотношений. Обсуждение. Автором проведен анализ конституций советского периода с целью установления наличия гарантии защиты прав и интересов отцов (мужчин), подверженных гендерной дискриминации. Отмечается, что определенные преимущества, предоставляемые государством, направленные на уравнивание правового положения мужчин и женщин, распространяются только на женщин. При этом не учитываются интересы и права мужчин, которые в результате предоставления женщинам соответствующих преимуществ могут быть нарушены, что способно привести к дискриминации мужчин по признаку пола. Заключение. В результате анализа конституций советского периода автор приходит к выводу, что, хотя Основные законы советского периода закрепляли принцип гендерного равенства, они не содержали гарантии защиты института отцовства (за исключением Конституции РСФСР 1978 г.). Конституция РФ демонстрирует новый подход к семье, выделяя и материнство, и отцовство. Автором отмечается, что в настоящее время мужчины не обеспечены фактической гарантией на государственную охрану интересов отцовства. Отцовство не включено в сферу государственной политики, что приводит к гендерной асимметрии статуса матери и отца в обществе. Это подтверждается отсутствием соответствующего закона, направленного на регулирование отношений материнства, отцовства и детства; неустановлением гарантии защиты института отцовства на конституционном уровне.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НЕЗАВИСИМО ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Введение. Статья посвящена проблеме законодательного закрепления принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в зарубежном и российском законодательстве. Обсуждение. Анализ конституций зарубежных стран позволил определить специфический аспект стандарта равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья, который в российском национальном праве закреплен лишь в федеральных законах. Обращает на себя внимание, что дискриминационные признаки, отражающие состояние здоровья человека в основных законах зарубежных стран, различны. Исследуется содержание конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в национальном праве Российской Федерации. Особое внимание уделяется взаимосвязи исследуемого принципа с другими сторонами равноправия и современным тенденциям развития конституционного права. Указывается на особую роль Конституционного суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина при дискриминации по состоянию здоровья. Автор обусловливает предназначение исследуемого конституционного принципа его функциями в системе права. Заключение. Делается вывод, что исследуемый принцип занимает особое место в системе конституционного права и оказывает большое влияние на все отрасли российского права, на совершенствование нормативного регулирования прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья, на развитие социальных гарантий и возможностей для лиц, уязвимых по состоянию здоровья. Вносятся предложения по развитию конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья в национальном законодательстве. 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

Статья посвящена исследованию международных стандартов гендерного равенства, закрепленных в международно-правовых актах. Обсуждение. В результате исследования международно-правовых документов делается акцент на самую большую группу международно-правовых стандартов, к которым относятся права и свободы человека и гражданина. Особое внимание уделено причинам, согласно которым деятельность международных организаций была в большей степени направленна на защиту прав женщин, подверженных дискриминации. Сделан вывод, что женщины подверженные ранее гендерной дискриминации, в целом достигли того же уровня, что и мужчины при реализации своих прав. Однако в силу того, что женщинам уделяется больше внимания как на международном, так и на национальном уровне, возникают сферы, в которых дискриминируются мужчины. Заключение. В результате анализа деятельности международных организаций и международно-правовых документов, закрепляющих международные стандарты гендерного равенства, автор приходит к выводу, что в основу рассмотренных международных документов в области прав человека положены такие важные принципы, как равноправие полов и недопустимость дискриминации по признаку пола. Однако реализация положений международных документов, содержащих международные стандарты обеспечения гендерного равенства, осуществляется не в полной мере, что вызвано отсутствием эффективных национальных механизмов защиты от дискриминации по признаку пола.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРИНЦИПУ НЕДИСКРИМИНАЦИИ

Введение. Дискриминация является негативным явлением, что приводит к необходимости противодействия ей, в том числе и со стороны Конституционного cуда РФ, поскольку он может осуществить защиту от нормотворческой дискриминации. Теоретический анализ. В статье рассматриваются правовые позиции Конституционного cуда РФ, в которых сформулированы основные подходы к конституционному принципу недискриминации. Отмечается, что Конституционный cуд РФ выражал отношение к недискриминации как к принципу права, указывал на его конституционный характер. Анализируются признаки дискриминации, на которые Конституционный cуд РФ обращал внимание в своих решениях. Исследуются правовые позиции Конституционного cуда РФ, в которых отмечается необходимость гарантий конституционного принципа недискриминации. Выводы. Конституционный cуд РФ часто обращался к конституционному принципу недискриминации, тем самым осуществляя его толкование за счет признания недискриминации принципом права, указа- ния на его особенности и гарантии. Таким образом, Конституционный cуд РФ внес значительный вклад в развитие и за- щиту данного принципа.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕН МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ

Введение. Статья посвящена исследованию границ много- партийности в конституционном праве. Анализируются ограни- чения многопартийности, принятые в демократических странах Европы. Теоретический анализ. Исследуются пределы дея- тельности политических партий, закрепленные в Конституции РФ и законодательстве, выявляются противоречия формулиро- вок. Особое внимание уделено такому ограничению в деятель- ности политических партий, как запрет осуществления экстре- мистской деятельности. В статье указывается на противоречия в понимании экстремисткой деятельности, которое закреплено в различных федеральных законах, на смешение таких понятий, как «экстремизм» и «терроризм». Делается вывод о том, что ка- тегория «дискриминация» выступает в качестве самостоятель- ной и не всегда может расцениваться как экстремизм. Доказы- вается, что ликвидация политической партии, по указанным в законе о политических партиях основаниям, сокращение много- партийности связаны с противодействием экстремизму и вы- ступают в качестве серьезной и превентивной меры. Заклю- чение. В результате анализа российского законодательства делается вывод, что нечеткость формулировок может привести к необоснованному ограничению деятельности политических партий, их ликвидации как противников существующего кон- ституционного строя, что недопустимо в демократическом, по- литически плюралистическом государстве.