Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Троицкая Т. В., Угланова О. А. История становления и развития института наблюдателей на выборах в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 65-71. DOI: 10.18500/1994-2540-2024-24-1-65-71, EDN: IPGTDE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
342(470)(072.8)
EDN: 
IPGTDE

История становления и развития института наблюдателей на выборах в России

Авторы: 
Троицкая Татьяна Викторовна, Саратовская государственная юридическая академия
Угланова Оксана Александровна, Саратовская государственная юридическая академия
Аннотация: 

Введение. Выборы – это один из самых массовых общественно-политических процессов в государстве. Выборы в государстве, механизм их организации и проведения подчинены базовым принципам избирательного права, в основе которых лежат гласность и открытость всех избирательных действий и процедур. Обеспечение транспарентности выборов является показателем механизма взаимодействия общества и государства как индикатора демократического развития. Соответственно, задача государственных органов заключается в формировании нормативно-правовых условий участия субъектов гражданского общества в обеспечении открытости процедуры организации и проведения голосования как составляющей демократического процесса осуществления публичной власти в стране. Наблюдатели, наряду с другими инструментами, встроены в механизм осуществления общественного контроля на выборах в России. Теоретический анализ. Институт наблюдателей в России имеет определенные закономерности развития, взаимообусловленные историей становления общественно-политических институтов и выборов в целом. По мере того как трансформируется круг субъектов избирательно-правовых отношений, в том числе выдвижение и регистрация кандидатов на выборные должности, а также процесс формирования избирательных комиссий, меняется и круг лиц, имеющих право участвовать в процедуре назначения наблюдателей и наделения их правовым статусом. Вместе с тем функциональная роль наблюдателей находится в подчинении от развития форм и способов голосования в государстве и становления особенностей избирательной системы страны с учетом ее исторических особенностей. Эмпирический анализ. Современное развитие нормативно-правового регулирования статуса наблюдателей в России связано с расширением круга субъектов, имеющих право назначать наблюдателей, а также перечня избирательных комиссий, в которых рассматриваемые субъекты имеют право осуществлять полномочия. Данная тенденция связана с развитием института общественного контроля на выборах в России в целом. Соответственно, Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» начал распространять свое действие и на избирательно-правовые отношения, и, как следствие, субъекты осуществления общественного контроля имеют право назначать наблюдателей на выборах. Круг избирательных комиссий, в которых наблюдатели имеют право осуществлять свои функции, расширился за счет окружных и территориальных избирательных комиссий. Вместе с тем круг полномочий наблюдателей остался неизменным, что не соответствует тенденциям развития их правового статуса. Результаты. С учетом развития гражданского общества и его институтов в России и возрастания их функциональной роли в совокупности с трансформацией избирательной системы и информационно-цифровых технологий необходимо детализировать статус наблюдателей в зависимости от их участия в работе избирательных комиссий различного уровня и форм голосования, включая многодневное голосование. Круг полномочий наблюдателя не может быть идентичным с учетом характера и особенностей работы в окружной, территориальной и участковой избирательных комиссиях. Голосование в течение нескольких дней, дистанционное электронное голосование создают предпосылки для наделения наблюдателей дополнительными полномочиями с учетом необходимости обеспечения сохранности избирательных бюллетеней и реализации дополнительных форм голосования.

Список источников: 
  1. Байханов И. Б. Формирование института международного наблюдения за выборами // Человеческий капитал. 2012. № 1 (37). С. 66–69.
  2. Декларация «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах участниках Содружества Независимых Государств». Принята на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 31-5 от 25 ноября 2008 года). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Халитова А. Х. Общественное наблюдение на выборах: будущее за профессионалами // Труд и социальные отношения. 2013. Т. 24, № 5. С. 105–109. EDN: RDROSP
  4. Нудненко Л. А. Новеллы избирательного законодательства о статусе наблюдателей на выборах // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2016. № 3 (146). С. 19–21. EDN: VPKMIX
  5. Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период : указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. № 1557 // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. № 41, ст. 3907.
  6. О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации : указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. № 1626 // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1993. № 42, ст. 3994.
  7. О выборах Президента РСФСР : закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 17, ст. 5110.
  8. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации : федер. закон от 06.12.1994 № 56-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 33, ст. 3406.
  9. О выборах народных депутатов РСФСР : закон РСФСР от 27.10.1989 // Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 44.
  10. Бердникова Е. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации / под ред. Г. Н. Комковой. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2018. 316 с.
  11. Яковлев Н. А., Романова О. И. Институт наблюдателей в избирательном процессе // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7–5. С. 134–136. EDN: TKIISB
  12. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации : федер. закон от 19.09.1997 № 124 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 38, ст. 4339.
  13. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федер. закон от 12.06.2002. № 67-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253 ; 2023. № 1 (ч. 1), ст. 16.
  14. Ураев Н. Н. Конституционно-правовой статус наблюдателей в российском избирательном праве : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2006. 22 с.
  15. О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд : постановление ЦИК РФ от 01.07.2021 г. № 13/103-8 (ред. от 01.09.2021 № 51/413-8. URL: http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/49558/ (дата обращения: 01.06.2022).
  16. Положение о порядке дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем : постановление ЦИК РФ от 08.06.2022. № 86/716-8. Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
  17. Спиридонов А. А. Системное единство государственного контроля (надзора) и общественного контроля как конституционно-правовой принцип // Lex Russica (Русский закон). 2022. Т. 75, № 6. С. 48–58. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2022.187.6.048-058
Поступила в редакцию: 
20.02.2023
Принята к публикации: 
10.09.2023
Опубликована онлайн: 
01.03.2024
Опубликована: 
01.03.2024