Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Манохина Н. В., Митяева Н. В., Устинова Н. Г. Институциональное портфолио российского образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 371-383. DOI: 10.18500/1994-2540-2022-22-4-371-383, EDN: FTZQZO

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
331.5
EDN: 
FTZQZO

Институциональное портфолио российского образования

Авторы: 
Манохина Надежда Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Митяева Наталия Вячеславовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Устинова Наталия Григорьевна, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова
Аннотация: 

Введение. Образовательная система является конституирующей во всех странах, это одна из крупнейших мировых систем, генерирующая и воспроизводящая человеческий, интеллектуальный, когнитивный капитал. Национальные образовательные системы имеют как общие черты, так и отличия, в основе которых уникальные компоненты – институциональные гены. Российское образование наследует многие лучшие традиции предшествующей общественной системы, благодаря которым были достигнуты признанные во всем мире успехи. Большая часть этих традиций приобрела качества институциональных генов, однако это не исключает возникновения устойчивых неэффективных институтов, т.е. институциональных ловушек. Именно такие характеристики российского образования синтезированы в его институциональном портфолио как актуальной и во многом новой темы исследования. Теоретический анализ. Данное исследование впервые предлагает подход к российскому образованию с позиций институциональной генетики. Институциональные гены – совокупность институтов, институциональных структур, их взаимодействий, взаимодетерминаций, различных правил игры, которые наследуются, т.е. передаются от предшествующей экономической системы к последующей, развиваются в рамках существующей системы, постоянно воспроизводятся. Институциональные гены могут претерпевать процессы различных изменений – мутации и мимикрии, дисфункции, институциональные патологии. Эмпирический анализ. Выделены главные характеристики институциональных генов: они наследуются, изменяются, воспроизводятся в рамках последующих экономических систем, что создает определенную предсказуемость трендов будущего социально-экономического развития и возможность выбора эффективных направлений в политике. Научный интерес представляет исследование новых институциональных ловушек российского образования, что значимо для определения механизмов их нивелирования в общем русле системных трансформаций. Результаты. Представлено институциональное портфолио российского образования, содержащее анализ лучших традиций отечественной системы образования, большая часть которой идентифицируется как институциональные гены, и присущие ему новые институциональные ловушки. Обоснована значимость апелляции к институциональной генетике российского образования и к существованию институциональных ловушек, механизмов их нивелирования для обоснования алгоритма развития образовательной системы в соответствии с ее генезисом, национальными приоритетами и стратегическими перспективами. 

Список источников: 
  1. «Великий триумф Советского Союза». Высказывания иностранных политиков о полете Гагарина. URL: https://tass.ru/info/11116465?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 16.05.2022).
  2. Государства в образовании становится все больше! URL: https://www.kommersant.ru/doc/5192784 (дата обращения: 01.02.2022).
  3. Индикаторы образования: 2022 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, О. А. Зорина [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2022. 532 с.
  4. Тенишева К. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников // Сборник трудов XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 12 апреля 2019 г. М. : НИУ ВШЭ. URL: https://conf.hse.ru/2019/search/search.html?text=%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B0&simple=1&searchid=2284688 (дата обращения: 29.04.2022).
  5. Плюсы и минусы советского образования. URL: https://ruxpert.ru/%D0%9F%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%8B_%D0%B8_%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%81%D1%8B_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 12.06.2022).
  6. Вузы из проекта «5-100» так и не вошли в топ-100 международных рейтингов. URL: https://www.rbc.ru/society/18/02/2021/602cbdff9a7947765cbb58e5 (дата обращения: 31.05.2022).
  7. Деградация образования – это больше, чем ошибка, это преступление. URL: https://regnum.ru/news/polit/3299448.html (дата обращения: 02.05.2022).
  8. Аликин А., Ермаков Д. Вперед в прошлое: как российских детей учат по «сталинским» учебникам. URL: https://ria.ru/20210119/obrazovanie-1593462601.htm (дата обращения: 02.05.2022).
  9. Пять доводов Ольги Васильевой, почему нам нужно вернуться к советской школе. URL: https://mel.fm/vospitaniye/sovety/1642539-arguments_vasilieva (дата обращения: 12.06.2022).
  10. Манохина Н. В. «Институциональные ловушки» и институциональный вакуум в российской инновационной среде // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 5. С. 44–48.
  11. Количество россиян с высшим образованием превысило 31 процент. URL: https://rg.ru/2021/06/15/kolichestvo-rossiian-s-vysshim-obrazovaniemprevysilo-31-procent.html (дата обращения: 12.05.2022).
  12. The World Bank, UNESCO Institute for Statistics: Global Education Expenditure 2020. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-education-expenditure (дата обращения: 12.06.2022).
  13. Россия тратит на одного учащегося в три раза меньше Америки. URL: https://www.ng.ru/economics/2020-09-21/4_7969_education.html (дата обращения: 01.06.2022).
  14. В Саратовской области у жителей 93 населенных пунктов нет интернета. URL: https://saratov24.tv/news/v-saratovskoy-oblasti-u-zhiteley-93-naselennykhpunktov-net-interneta/ (дата обращения: 20.03.2022).
  15. Prakhov I., Rudakov V. The determinants of faculty pay in Russian universities: Incentive contracts // European Journal of Higher Education. Vol. 11, iss. 4. P. 408–431. https://doi.org/10.1080/21568235.2020.1870243
  16. Женщины ушли в школу. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4282579 (дата обращения: 18.04.2022).
  17. Почему среди учителей на десять женщин приходится один мужчина. URL: https://rg.ru/2019/09/21/reg-urfo/pochemu-sredi-uchitelej-na-desiat-zhenshchinprihoditsia-odin-muzhchina.html (дата обращения: 12.06.2022).
  18. Индикаторы образования: 2021 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, В. И. Кузнецова [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021. 508 с.
  19. Устинова Н. Г. Генерация и воспроизводство институциональных инноваций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 1. С. 48–54. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2016-16-1-48-54
  20. Митяева Н. В. Социальная эффективность и дисфункции цифровой экономики в условиях пандемии // Генезис ноономики: НТП, диффузия собственности, социализация общества, солидаризм. Сборник пленарных докладов Объединенного международного конгресса СПЭК-ПНО-2020 / под общ. ред. С. Д. Бодрунова. Т. 2. М. : ИНИР, 2021. С. 572–578.
Поступила в редакцию: 
15.06.2022
Принята к публикации: 
01.09.2022