Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Экономика. Управление. Право

ISSN 1994-2540 (Print)
ISSN 2542-1956 (Online)


Для цитирования:

Челнокова О. Ю. Индикаторы оценки эффективности функционирования региональных систем высшего образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 409-414. DOI: 10.18500/1994-2540-2019-19-4-409-414

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
330

Индикаторы оценки эффективности функционирования региональных систем высшего образования

Авторы: 
Челнокова Ольга Юрьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Поиск эффективных моделей развития высшего образования обусловливает востребованность разработки подходов и индикаторов оценки деятельности региональных систем высшего образования. Целью исследования является развитие методологических основ и подходов к оценке эффективности региональных систем высшего образования через определение индикаторов для комплексной оценки современных тенденций их развития, реализации ими своих функций и их социально-экономической эффективности для разработки рекомендаций по повышению эффективности системы высшего образования в России. Теоретический анализ. Эффективность региональной системы высшего образования оценивается на основе результатов ее функционирования, которые выражаются в реализации образовательной, научно-исследовательской и социальной функций. Актуальным вектором развития данной проблематики является разработка перечня индикаторов, которые должны быть, с одной стороны, доступны из имеющихся источников и количественно измеримы, с другой – должны отражать вклад региональных систем высшего образования в развитие региона и оценивать их эффективность в контексте вовлеченности в региональное развитие. Эмпирический анализ. Индикаторы оценки эффективности должны, соответственно, предоставлять возможность проводить оценку подобных результатов. Система индикаторов оценки эффективности региональных систем высшего образования представлена с позиций функционального аспекта в разрезе входных и выходных ресурсов. Результаты. Разработка методов оценки эффективности региональной инновационной системы и вклада университетов в региональное развитие на основе рассматриваемых индикаторов позволит изучать различные аспекты деятельности региональных университетов, создавая инструментарий оценки их потенциала в содействии региональному экономическому развитию.

Список источников: 
  1. Огурцова Е. В., Челнокова О. Ю. Оценка реализации базовых функций региональных систем высшего образования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 169–175. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2018-18-2-169-175
  2. Киченко Л. П., Попова Е. С. Роль системы высшего образования в повышении конкурентоспособ ности и развитии стержневых компетенций региона // Вестн. ПГУ. Сер. Экономика. 2012. Спец. вып. С. 13–21.
  3. Огурцова Е. В. Условия развития нематериального производства в современной экономике // Конфликты в современном мире : международное, государственное и межличностное измерение : материалы V Междунар. науч. конф. М. : Перо, 2016. С. 355–359.
  4. Федотов Ю. В. Измерение эффективности деятельности организации : особенности метода DEA (анализа свертки данных) // Российский журнал менеджмента. 2012. Т. 10, № 2. С. 51–62.
  5. E3M Project – European Indicators and Ranking Methodology for University Third Mission. URL: http://www.e3mproject.eu/index.html (дата обращения: 23.10.2016).
  6. Фирсова А. А., Огурцова Е. В. Подходы к методологии оценки вклада университета в инновационное развитие региона // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 1. С. 85–90.
  7. Огурцова Е. В., Перфильева О. В., Фирсова А. А. Показатели оценки вклада университета в инновационное развитие региона // Университетское управление : практика и анализ. 2017. Т. 21, № 4. С. 53–62. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.049
  8. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2018 года (на основе данных формы № 1-Мониторинг за 2017 год) (утв. Минобрнауки России 30.03.2018 № ИК-139/05вн). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

Поступила в редакцию: 
21.08.2019
Принята к публикации: 
24.09.2019